Сибирские огни, 1952, № 5
ми. Ещё ниже по реке расположен по рог, хаотическое нагромождение камней, пересекающих русло. В самом ущелье течение, сжатое как бы в каменных ти сках, приобретает необыкновенную ско рость. На всём участке Карточного острова рельеф дна неровный, да ещё с частыми уклонами, то вдоль речной до лины, то поперёк её. Всё это, вместе взятое, создаёт значительные затрудне ния для судовождения. О реке Шадрин говорит обычно, как о живом существе: — Капризен на нашем участке судо вой ход, как малое дитё. Да и хитёр Енисей. Я, как за отца заступил, лет пять его характер изучал, да и сейчас ещё (а ведь больше тридцати лет про шло) не всегда угадаю, что река выкинет! Нужно заметить, что в данном случае Николай Александрович безусловно скромничает: он «чувствует» реку, как никто. Промерочные работы, например, он зачастую производит только потому, что так положено по инструкции. В су щности он почти всегда по видимым одному ему приметам может безошибоч но определить, какие произошли измене ния в ограждении судового хода после спада воды или же после очередного шторма. Недаром он как-то сказал о себе: •— Я реку читаю... И это отнюдь не преувеличение. Не только после весенних ледоходов, но и после каждого хорошего шторма (а они в этих местах частые гости), бурное те чение Енисея приносит в фарватер и коряги, и брёвна, и камни. Иной раз такую каменюгу в фарватер притащит, что только диву даёшься, как это у ре ки сил хватило волочить её по дну. Засорение судового хода Шадрин по чти всегда способен определить на глаз. Поднявшись вверх по течению до южной границы своего участка, Шадрин мед ленно плывёт вниз, пристально вгляды ваясь в поверхности воды. И вдруг, как будто по внезапному наитию, он оста навливает лодку и берётся за лежащие на дне её захватные приспособления — храпы или клещи. По едва заметной ря би, по крошечному водоворотику, мимо которых посторонний проплыл бы де сятки раз, не придав им никакого зна чения, Николай Александрович опреде лил, что на дне появилось на ночь пре пятствие, которое может нарушить га рантийные габариты судового хода. Природная наблюдательность Шадри на, обострённая многолетней трениров кой, бывает иногда просто поразитель ной. Шёл как-то вниз по реке почтовый ка тер. Было это уж к концу навигации, в «низкую воду». Видит старшина, сто ящий у штурвала, что бакенщик со свое го острова что-то машет, указывая фла гом на сигнальную мачту, на которой вы вешена глубина фарватера. Старшина — в недоумении: сидит он с полной нагруз кой метр двадцать, глубина показана — метр тридцать, значит десять сантимет ров запаса под килем, а точностью сво их замеров Николай Александрович славится. Так в чём же дело? Катер спешил добраться засветло до пристани назначения, старшина был мо лодой, неопытный: пошёл дальше, оста навливаться не стал, ну и сел, конечно, на перекате кормой, едва винт не поло мал, одну лопасть срезало всё-таки. Выскочили матросы на палубу, забе гали, засуетились, а Николай Алексан дрович уже тут как тут, догнал их на своей лодке. Ну, на первых порах, они, конечно, поругались, обвиняя друг дру га. Оказалось, что прав всё-таки бакен щик: глубина у него была правильно по казана, да только старшина захватил на соседней МТС 10 бочек горючего для дальнего колхоза и перегрузил корму. Команде «на плаву» ничего не видно, а Шадрин сразу приметил, что катер- имеет перегруз и обязательно на пере кате зацепится. Просто на глаз, опреде лил. Когда всё это выяснилось, поми рились они, старшина извинился перед Николаем Александровичем, которого он было обвинил в небрежности. Общими усилиями катер с камней стащили, по мощь не пришлось вызывать... Нужно сказать, что случай этот до вольно редкий. Мало есть таких судово дителей на Енисее, которые пренебрег ли бы сигналами Шадрина: ему при выкли верить, он зря предупреждать не станет! По инструкции рабочий день на об становочном посту в период навигации — двенадцать часов. Но если добросовест но относиться к своим обязанностям, в иное время за двенадцать часов, конеч но, не управишься, и суток, бывает, не достаточно. В трудное время Таисья Михайловна мужу •— верный помощник. Так уж за велось, что на ней — всё фонарное хо зяйство. Она и лампы заправляет, и стёкла протирает до блеска. В том, что пост стал образцовым — немалая заслу га Таисьи Михайловны. Это она приду мала заправлять лампы только над ло ханкой, чтобы не пролить ни капли го рючего, она же завела такой порядок, чтобы стирать фитили. В результате, на участке Шадрина сигнальные фонари горят дольше, чем у соседей, а по эко номии керосина пост — на первом месте. Лампы и фонари для Таисьи Михайлов ны, как и река для её мужа, — живые существа. Многие из ламп имеют проз вища, есть среди них любимые и нелю бимые. Когда бакенщик вместе с женой отплывает на ночную обстановку, можно слышать, как жена распоряжается: — Сегодня по бакенам будешь выби рать так: сперва — «Ленивую», потом
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2