Сибирские огни, 1952, № 5
Посещая обстановочные посты, нужно признаться, мы прежде всего обращаем внимание на лодки, потому, что состоя ние лодки — это показатель работы ба кенщика. Лодка на обстановочном по сту это — всё, особенно, если, как это часто бывает, пост расположен на остро ве. Если лодка в порядке, значит и пост в порядке. Можно и не заглядывать в постовой журнал. В нём не будет заме чаний — одни поощрения и благодарно сти. И самый журнал окажется в образ цовом порядке, в него будут точно и ла конично занесены все мельчайшие собы тия в жизни поста, изо дня в день. Инструкция предусматривает для ло док постов речной обстановки строгие технические условия и габариты в зави симости от требуемой загрузки, стандар та, окраски. К сожалению, все эти пре красные правила почти никогда не вы держиваются: многие бакенщики обыч но сами строят себе, лодки. На Карточном острове лодка была как будто бы вырезана из иллюстрированно го пособия по техническому обучению бакенщика: осмолённая до самой борто вой доски, окрашенная в красный цвет, точно так же, как и все внутренние по верхности, банки и вёсла с белоснеж ным планширом. На бортах в носовой части лодки — белые полосы, с нане сёнными на них чёрной краской с по мощью трафарета, перекрещенные топор и якорь — эмблема речного флота, на именование технического участка и ки лометровый номер поста. После того, как мы осмотрели лодки, нам на этом посту, собственно говоря, нечего было и делать. Мы имели полную возможность воспользоваться приглаше нием хозяина острова. Дом бакенщика состоял из обширной кухни-столовой, двух жилых комнат и пристроенной к дому мастерской, в центре которой красовался самодельный столярный верстак. Стол на кухне был накрыт белоснеж ной скатертью и установлен тарелками с закуской по большей части домашне го изготовления. Вся обстановка созда вала представление о постоянном, обес печенном достатке. Хозяин предложил мне выбрать рыбу к завтраку. Хорошенько ещё не пони мая в чём дело, я последовал за Шадри ным из дома к берегу. Здесь у него был оборудован вместительный садок — ско лоченный из досок ящик, опущенный прямо на грунт реки. Длинные горизон тальные прорези допускали беспрепят ственную циркуляцию речной воды. Бор та садка высоко поднимались над уров нем реки. Поймав мой вопросительный взгляд, Шадрин, доставая сачком мет ровую стерлядь, пояснил: — Может, повыше поднять, посмбт- рите? Здесь плавает рыба всех сортов. В это время, согнувшись дугой, а за тем выпрямившись, как пружина, встре пенулась щука. — Сильные они, щуки, — промолвил бакенщик. В том, что он, видимо, гордился в ду ше прекрасным оборудованием своей «резиденции», не было ни саморекламы, ни тени хвастовства. В конце концов всё это он изготовил собственными руками, отчего же ему не продемонстрировать гостям своих богатств? Да и всё, что он делал, и интонации его, и жесты были проникнуты таким невозмутимым, таким естественным и спокойным достоинством, что невольно вызывали уважение. Стерлядь неистово билась в сачке, который бакенщик перекинул через плечо, когда мы возвращались обратно. Беседа за столом завязалась не сразу. Изумительная домашняя медовуха дей ствовала медленно, да и хозяин на пер вых порах всё отмалчивался. Мы завели разговор о его семье. Мне известно было, что старший сын Шадри на, капитан дальнего плавания, на судне, приписанном к Ленинградскому торго вому порту, совсем недавно был удосто ен высокой правительственной награды. Я спросил его об этом. Была у Шадрина манера: не отвечая прямо на вопрос, сказать что-нибудь та кое, что повторять этот вопрос уже не приходилось. Так и сейчас. — А чего тут особенного, — заметил он, — вон у Михеича с поста у Кошки на дома сын генералом в Чите, больши ми делами ворочает, не то, что мой Ин нокентий! Надо пояснить, что Кошкин дом это— огромная скала, нависшая над самой ре кой, немного выше по течению, у очень опасного переката. Название это — мест ное, давнишнее. Происхождение его до вольно любопытно. В период зарождения Енисейского са моходного флота — никакой обстановки на реке, естественно, не было: лоцманы водили караваны, руководствуясь только чутьём, опытом и доскональным знанием сезонных капризов фарватера. Один из ранних енисейских пароходо- владельцев где-то прочитал, что у бе регов Англии иные опасные рифы не ограждаются, на них не ставят маяков, а только устанавливают колокола, кото рые, раскачиваясь на ветру, своим зво ном предупреждают мореходов об угро жающей им опасности. Такой колокол приказал купец-паро- ходчик поставить на скале у переката, ко торый доставил ему немало убытков. Но из этой затеи ничего не получилось: в ближайшую же навигацию, пароход, при надлежавший этому самому купцу, не только сел на камень, но вдобавок, поче му-то и сгорел под неумолчный звон зло получного колокола. Кто-то из лоцманов, мужик очень злой на язык, сочинил по этому поводу весьма
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2