Сибирские огни, 1952, № 5

Вряд ли приходится сомневаться в том, что огни бакенов скоро станут зажигать­ ся одним нажатием кнопки на централь­ ном пульте диспетчера электрифициро­ ванного участка пути. А может быть и не так: каждый световой знак будет обору­ дован фотоэлементом, который станет автоматически включать светильник с наступлением темноты и выключать его, когда настанет рассвет. Обстановочные участки будут моторизованы, а бакен­ щик (так ли он станет тогда называть­ ся?) будет проверять свой отрезок пути и устранять неполадки, передвигаясь на полуглиссере, а может быть — по возду­ ху, на поплавковом вертолёте. Отчего не помечтать? В нашей стране и в наше время мечты очень быстро ста­ новятся действительностью. Уже сего­ дня у нас на Енисее есть и электрифици­ рованные участки ночной обстановки и моторизованные участки с ацетиленовы­ ми горелками в сигнальных светильни­ ках. А вот на Волго-Донском канале, на­ пример, огни ночной обстановки вклю­ чает на своём пульте именно диспетчер. Горят там не простые электролампы, а газосветные. И это не мечта, а — действительность. Сегодняшний день! Однако и в этих условиях дело без бакенщика пока не обходится: знаки пло- вучей обстановки, порою, сбивает вол­ ной, береговые знаки — ветром, их при­ ходится, время от времени, ремонтиро­ вать, обновлять, „восстанавливать. А, самое главное, речная обстановка, в отличие, например, от железнодорож­ ной путевой сигнализации — система от­ нюдь не стабильная: количество обстано­ вочных знаков и их расположение ме­ няется несколько раз в навигацию, в за­ висимости от климатических условий и поведения реки. И меняет расстановку знаков не кто иной, как бакенщик. Ведь речной поток образуется из огромного количества отдельных струй, и каждая из них живёт самостоятельной жизнью: она имеет своё собственное направление и скорость, к тому же постоянно меняю­ щиеся. За всем этим бакенщик обязан сле­ дить: за продольными и поперечными уклонами на отдельных участках реки, за опасными для судоводителей сваль­ ными течениями, за намывом и размы­ вом перекатов, за уровнем воды на раз­ личных местах. От всех этих явлений зависит трасса судового хода, которую бакенщик обставляет своими знаками. Да, это очень нелёгкий и почётный труд1 Хороший бакенщик должен быть почти универсальным умельцем. Он дол­ жен быть немного и плотником, и слеса­ рем, и маляром, и столяром, и такелаж­ ником. Ему приходится чинить свою лодку, приводить в порядок фонари, из­ готовлять обстановочные знаки. Возьми­ те хотя бы программу индивидуального обучения бакенщика речного флота: ка­ ких только премудростей там нет? Всё должен знать и уметь делать бакенщик! Бакенщик должен быть человеком фи­ зически сильным, сообразительным, на­ блюдательным. Он должен любить и знать природу, «чувствовать» реку. В квалификационной характеристике бакенщика сказано, что он должен уметь грести и управлять лодкой в любых ме­ теорологических условиях. В любых! По­ этому работа бакенщика, время от вре­ мени, бывает связана с риском для жиз­ ни, хоть он и не солдат и ни с кем не воюет, если не считать природы, кото­ рая, особенно на наших сибирских ре­ ках, обладает способностью оборачивать­ ся подчас диким зверем. И риск этот — особенный. Бакенщик вынужден бывает рисковать своей жизнью для того, чтобы избавить от это­ го риска других, иногда — сотни лю­ дей одновременно. Разные, конечно, бывают бакенщики. На наших реках, — да хотя бы на том же Енисее, — попадаются, нередко, об­ разцовые обстановочные посты, просто — надёжные, и такие, которые находят­ ся в прорыве до тех пор, пока для них не подберётся подходящий человек. Из сотен бакенщиков, которых мне довелось встречать в последние годы, один особенно прочно врезался мне в память. Я имею в виду Николая Алек­ сандровича Шадрина, прозванного «Ко­ ролём Карточного острова». II Вообразите себе небольшой клочок суши на среднем плёсе Енисея, вытянув­ шийся вдоль по течению. Это — Карточ­ ный остров. Пробираясь сквозь рысокий тальник, которым густо зарос его левый, низкий берег, вы не сразу определите конфигу­ рацию этого острова. Но если вы будете пролетать над ним на самолёте, то узнае­ те знакомые, ещё| по школьному учебни­ ку географии, контуры: изящный жен­ ский сапожок на высоком каблучке, сло­ вом, — Аппенинский полуостров в ми­ ниатюре. Этот оазис, возникающий посредине могучей многоводной реки, природа щед­ ро одарила своим богатством. Здесь, на высоком бугре, растёт пихтовый лес, по­ степенно сливающийся с береговым ред­ колесьем. Здесь представлены все виды таёжной флоры: мхи, .кустарники, много­ летние травы, лесные и полевые цветы, ягоды. На песчаной косе, простирающей­ ся вдоль левого берега, дважды в год охотно отдыхают перелётные птицы. Зи­ мой сюда забегают по льду зайцы и дру­ гой пушной зверь. Шадрин рассказывал мне, что однаж­ ды слышал тут (а потом и увидел) со­ ловья. Соловей в предверии субарктики!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2