Сибирские огни, 1952, № 5
не стыдно, что все на тебя смотрят, как на помету? А ведь на вахте мира стоим! Скажи это Жукову кто другой, Вить ка ответил бы дерзостью, их всегда бы ло полно в запасе. Но с Котиковым так говорить было нельзя. Во-первых, он работал в бригад© Потапова, а там пока затели были такие, что Жуков в Меч тать на мог ■— всё триста да триста! К тому же Котиков был секретарём ком сомольской организации. А, само© глав ное, — Витька об этом1даже воем зна комым голубятникам рассказывал, — Ки- тиков был гвардеец. Как-то о,н зашёл в цех не в свою смену, а на пиджаке — гвардейский значок. Словом, Жуков по краснел, опустил голову. — Работы интересной нет, — сказал он глухо. — А что такое, по-твоему, интерес ная работа? — Да хоть на мостовом кране. Это, я думаю, хорошо. Что — нет? — Зачем! Работа интересная, — от ветил Котиков. — Но, по-моему, самая интересная работа — это самая нужная. Та, какую ты обязан выполнять сейчас. Понимаешь? Меня в армии тан учили, на фронте. Да вот, будешь ли ты на кране работать как следует? Там ведь внимание нужно... будь здоров! Виктор Жуков обещал Китикову, что будет работать хорошо, и тот пошёл к Фаломееву. Фаломеев обрадовался: в цехе монтировали новый кран и он дав но прикидывал — кого ж е на него по ставить. Что же касается сомнительного поведения Жукова, то сила цеховой ком сомольской организации была отлично известна. Когда завод получил заказы великих строек коммунизма, комсомоль цы всюду расставили свои посты, и ни одна задержка обработки деталей или подачи их на сборку не оставалась не замеченной и неустранённой. Комсо мольские боевые «молнии» прочно во шли в быт цеха. И Виктор Жуков стал крановщиком. Оперта ему было трудно, очень труд но работать по восемь часов, напрягая внимание. Но именно в эти дни Коти ков особенно наблюдал за ним ,— как наблюдает страстный голубятник за сво им новым любимцем. То кивнёт ему, когда Жуков проезжает на своём кране, то рукой помашет, а в перерыве обяза тельно спросит: — Как дела? Чем помочь? Виктор вышел из ремесленного учили ща слесарем-электриком, устройство крана было ему достаточно знакомо. Но в первые дни он .его боялся, и все это видели: слишком уж медленно передви гался Жуков по цеху, недоедало ждать. Всё внимание крановщика было сосре- доточено на чём-нибудь одном — или на движении крана, или на работе крю ка. Подъехав к месту, где его ждали такелажники, он включал мотор крюка, не догадываясь или не умея сделать это на ходу. — Ну, и ползает же, — вздохнул один, из такелажников в первый день работы Жукова на кране. — А ты помалкивай, — отозвался стоявший рядом слесарь Виктор Пайо. — Человек, может, на свой путь только- встал, критиковать его ещё успеется. — Да уж медленно очень] — Это ещё неизвестно. Смотри, как бы тебе за ним бегать не пришлось. И в самом деле, Жуков довольно бы стро научился управлять краном. Вы шло это .вот как. В первые дни работы он. так напря жённо следил за своими рукоятками, что, если ему и приходилось погляды вать вниз, то он всякий раз видел толь ко тот маленький участок цеха, к кото рому было приковано всё его внимание. Но однажды пришлось проработать весь обеденный перерыв, а отдохнуть Жуков должен был после — так сказал смен ный мастер. У Виктора был с собой завтрак, и он решил закусить в своей кабине. Ему лень было спускаться. Он удобно усел ся, со вкусом понюхал булку с маслом и колбасой, посмотрел , вниз и забыл о еде. То, что он увидел, поразило его. Цех был большой, очень высокий, светлый, красивый той особенной за водской красотой, какая почти, всегда восхищает в своём целостном виде, хо тя отдельные её слагаемые и совсем не красивы. Так было и тут. Под Жуко вым стаяли десятки растворомешалок. Чем дальше от него, тем они были кра сивее, потому что сборка кончалась в той стороне цеха. Здесь же, ближе к кра ну, где она только начиналась, машины не имели ещё .никакого вида и нельзя было угадать, какими они покажутся по том. На торцовом полу стояли рамы станин, около них лежали шестерни, ковши — безобразные, некрасивого ме таллического цвета. Но и в том, как одинаково всё это было расположено, заключалась своеобразная красота. Люди подходили к .месту, где начи налась сборка будущей машины, и она постепенно оживала, одинаковые детали под одинаковыми движениями рабочих становились на свои одинаковые места. Однако, присмотревшись, Виктор заме тил, что люди работали совсем не оди наково — одни быстрее, ловчее, другие медленее — совсем как он —- и сверху было сразу видно, как они неуклюжи, в их ученических движениях было мно го лишнего. Но во .всяком случае шестер ни, ковши, рукоятки, валы, дозировоч ные .бачки, все многочисленные детали растворомешалки становились на свои места, — раз навсегда точно опреде лённые. Электросварщики в брезентовых ро бах и в фибровых колпаках, похожие
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2