Сибирские огни, 1952, № 5
ловко стало — со стороны могло пока заться, что Кузьма Фёдорович хвастает. Но потом Фаломеев увидел, что окру жавшие их делегаты других заводов, выполнявших заказы «Волгодонстроя», так же громко называли свои изделия, указывая на них друг другу. И Фало меев понял, что это было не хвастов ство, не желание выпятить на первый план свои достижения. На первом пла не у всех был Волго-Донской судоход ный канал имени Владимира Ильича Ленина, а название это было тождествен но словам «будущее», или, что означало то же самое, — «коммунизм». Не в хва стовстве здесь было дело, а в сознании величия труда, затраченного народом на эту удивительную постройку. Люди всю ду трудились для канала, не щадя сил, во весь свой талант, во всю свою лю бовь. И этот труд стал для них высшим счастьем, о котором невозможно было молчать — оно просто не помещалось в душах людей, рвалось наружу. Оно вливало в людей новые силы, объеди няло их, и радостно было идти вперёд всем вместе, и помогать друг другу, и изменять окружающий нас мир, и от этого самим меняться ещё больше. Сотни тысяч людей, присутствовав ших на открытии канала, представляли зрелище настолько могучее, столько было величия в этом скоплении радост но-восторженного сознанием своей побе ды народа, что на Левина и Фаломеева это произвело впечатление, едва ли не равное тому, какое произвели на них сами сооружения канала. 4 Самым замечательным было то, что в ■общем плане завода заказы великих строек занимали едва один процент, но он оказал на производство и на людей решающее влияние и помог всему пред приятию и его коллективу стать техни чески взрослее. До получения этих заказов завод вы полнял план 1950 года неполностью и рывками. Производство страдало от многочисленных неполадок, усилия ста хановцев не встречали нужной поддерж ки, почти отсутствовал обмен опытом. Достижения передовиков не становились общим достоянием. Многие рассуждали примерно так: «Грязь в цехе, много стружек и хлама? Да, мы это давно знаем. Но что ж по делаешь! План под угрозой, тут уж не до чистоты». «Перегорела формовочная земля? Да, перегорела, и от этого — брак. Но ведь чтобы заменить землю, нужен, по крайней мере, день! А нам и так не хватает времени. Вот план выполним, тогда...». На заводе царила «текучка». Партийная организация завода наме тила широкий план действий. Осущест вить его удалось гораздо быстрее и легче, чем ожидали, потому что помощь и поддержка шли с каждого рабочего места, от каждого инженера и техника: весь коллектив уже был охвачен стрем лением быстрее и лучше выполнить за казы великих строек коммунизма. Даже отдалённо соприкасаясь с гран диозными сооружениями на великих русских реках, нельзя было не заду маться каждому человеку о своём месте на земле, о своих задачах и устремле ниях, нельзя было не посмотреть на всё вокруг внимательнее и пристальнее, чем смотрел до того. Так, склонясь к своему станку, токарь видит лишь часть детали, резец и стружку. Выпрямится он — и вот уже перед ним весь его ста нок. Стоит только оглянуться — и от крывается панорама цеха. Первый ж е заказ «Волгодонстроя» как бы поднял людей завода строительных машин на высокую гору. Расширился видимый горизонт, ожили перед взора ми заводского коллектива тысячи строи тельных площадок, ожидавших новоси бирских растворомешалок, мачтовых подъёмников, «вальцовок» и прочего. Рабочие, инженеры и техники завода увидели, как неразрывно связаны их производственные задания и планы с народнохозяйственным планом Совет ского Союза, с повседневными заботами сотен тысяч людей во всех уголках страны. И тут оказалось, что можно в тече ние выходного дня заменить в литейке землю и работа от этого на завтра же улучшилась. Оказалось, что навести по рядок в цехе — совсем не такое слож ное дело, а в чистоте работать было производительнее и лучше. В конце пятидесятого года пришли первые наряды с чёткими красными надписями по диагонали «Для великих строек». Машины по этим нарядам со бирали из отборных деталей отличного качества. Но когда прибыли следующие наряды, работникам ОТК уже стало труднее выбирать из общей массы дета лей отличные изделия: качество резко улучшилось всюду. Ведь токарь, обра батывающий ту или иную деталь, не знал, какая именно пойдёт на машины для великих строек. Но он отлично знал, что без его детали машину не собрать. И он старался снять со своего станка всё, что он обрабатывал, на столько хорошим, словно для «Волго- дрнетроя» завод готовил не восемь или десять машин, а многие сотни. В течение короткого срока положение на производстве резко улучшилось и го довой план 1950 года был выполнен по валовой продукции на 113 процентов, а по товарной — на 116. Был перевыпол нен план по номенклатуре. А это зна чит, что завод полностью и во-время удовлетворил все требования заказчи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2