Сибирские огни, 1952, № 5

ловко стало — со стороны могло пока­ заться, что Кузьма Фёдорович хвастает. Но потом Фаломеев увидел, что окру­ жавшие их делегаты других заводов, выполнявших заказы «Волгодонстроя», так же громко называли свои изделия, указывая на них друг другу. И Фало­ меев понял, что это было не хвастов­ ство, не желание выпятить на первый план свои достижения. На первом пла­ не у всех был Волго-Донской судоход­ ный канал имени Владимира Ильича Ленина, а название это было тождествен­ но словам «будущее», или, что означало то же самое, — «коммунизм». Не в хва­ стовстве здесь было дело, а в сознании величия труда, затраченного народом на эту удивительную постройку. Люди всю­ ду трудились для канала, не щадя сил, во весь свой талант, во всю свою лю­ бовь. И этот труд стал для них высшим счастьем, о котором невозможно было молчать — оно просто не помещалось в душах людей, рвалось наружу. Оно вливало в людей новые силы, объеди­ няло их, и радостно было идти вперёд всем вместе, и помогать друг другу, и изменять окружающий нас мир, и от этого самим меняться ещё больше. Сотни тысяч людей, присутствовав­ ших на открытии канала, представляли зрелище настолько могучее, столько было величия в этом скоплении радост­ но-восторженного сознанием своей побе­ ды народа, что на Левина и Фаломеева это произвело впечатление, едва ли не равное тому, какое произвели на них сами сооружения канала. 4 Самым замечательным было то, что в ■общем плане завода заказы великих строек занимали едва один процент, но он оказал на производство и на людей решающее влияние и помог всему пред­ приятию и его коллективу стать техни­ чески взрослее. До получения этих заказов завод вы­ полнял план 1950 года неполностью и рывками. Производство страдало от многочисленных неполадок, усилия ста­ хановцев не встречали нужной поддерж­ ки, почти отсутствовал обмен опытом. Достижения передовиков не становились общим достоянием. Многие рассуждали примерно так: «Грязь в цехе, много стружек и хлама? Да, мы это давно знаем. Но что ж по­ делаешь! План под угрозой, тут уж не до чистоты». «Перегорела формовочная земля? Да, перегорела, и от этого — брак. Но ведь чтобы заменить землю, нужен, по крайней мере, день! А нам и так не хватает времени. Вот план выполним, тогда...». На заводе царила «текучка». Партийная организация завода наме­ тила широкий план действий. Осущест­ вить его удалось гораздо быстрее и легче, чем ожидали, потому что помощь и поддержка шли с каждого рабочего места, от каждого инженера и техника: весь коллектив уже был охвачен стрем­ лением быстрее и лучше выполнить за­ казы великих строек коммунизма. Даже отдалённо соприкасаясь с гран­ диозными сооружениями на великих русских реках, нельзя было не заду­ маться каждому человеку о своём месте на земле, о своих задачах и устремле­ ниях, нельзя было не посмотреть на всё вокруг внимательнее и пристальнее, чем смотрел до того. Так, склонясь к своему станку, токарь видит лишь часть детали, резец и стружку. Выпрямится он — и вот уже перед ним весь его ста­ нок. Стоит только оглянуться — и от­ крывается панорама цеха. Первый ж е заказ «Волгодонстроя» как бы поднял людей завода строительных машин на высокую гору. Расширился видимый горизонт, ожили перед взора­ ми заводского коллектива тысячи строи­ тельных площадок, ожидавших новоси­ бирских растворомешалок, мачтовых подъёмников, «вальцовок» и прочего. Рабочие, инженеры и техники завода увидели, как неразрывно связаны их производственные задания и планы с народнохозяйственным планом Совет­ ского Союза, с повседневными заботами сотен тысяч людей во всех уголках страны. И тут оказалось, что можно в тече­ ние выходного дня заменить в литейке землю и работа от этого на завтра же улучшилась. Оказалось, что навести по­ рядок в цехе — совсем не такое слож­ ное дело, а в чистоте работать было производительнее и лучше. В конце пятидесятого года пришли первые наряды с чёткими красными надписями по диагонали «Для великих строек». Машины по этим нарядам со­ бирали из отборных деталей отличного качества. Но когда прибыли следующие наряды, работникам ОТК уже стало труднее выбирать из общей массы дета­ лей отличные изделия: качество резко улучшилось всюду. Ведь токарь, обра­ батывающий ту или иную деталь, не знал, какая именно пойдёт на машины для великих строек. Но он отлично знал, что без его детали машину не собрать. И он старался снять со своего станка всё, что он обрабатывал, на­ столько хорошим, словно для «Волго- дрнетроя» завод готовил не восемь или десять машин, а многие сотни. В течение короткого срока положение на производстве резко улучшилось и го­ довой план 1950 года был выполнен по валовой продукции на 113 процентов, а по товарной — на 116. Был перевыпол­ нен план по номенклатуре. А это зна­ чит, что завод полностью и во-время удовлетворил все требования заказчи­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2