Сибирские огни, 1952, № 5

ме их двоих, решительно ничего не ра­ зобрал бы. , Надо было отлить парапеты, кордо­ ны, а главное — более девятисот при­ чальных тумб. Это была технически очень сложная работа и совершенно непривычная. Рядовой формовщик с нею не справился бы. По настоянию Левина Матвеев вызвал к себе Влади­ мира Новикова и, хоть это и не пола­ галось обычно, вручил ему чертежи. Формовка действительно оказалась сложной, требовала особой смекалки, тщательности и осторожности. Именно эти качества и отличали молодого ста­ хановца. В сорок первом году Володя Нови­ ков перешёл в десятый класс Барабин- ской средней школы. На фронт его не взяли: помешала повреждённая в дет­ стве нога. Как и многие его сверстники, он поступил на работу, заменяя тех, кто был мобилизован в первые же дни вой­ ны. В апреле сорок третьего' Новиков приехал в Новосибирск и определился на этот завод. Володю поставили на формовку. В первую смену он сделал всего три формы. Но внимательно присматриваясь к другим, перенимая то лучшее, что он видел в работе каждого формовщика, и отвергая лишние, невыгодные движе­ ния, Владимир стал изо дня в день увеличивать выработку. Очень скоро, гораздо раньше, чем от него ожидали, выучился он тому, без чего немыслим хороший формовщик — он стал чувство­ вать качество земли. Не только на ощупь определял он — больше в ней или меньше влаги, чем надо, но скоро ему достаточно было взять землю на ло­ пату, и он без ошибки видел — годится она для формовки, готова ли. Левина особенно привлекало в Нови­ кове то, что юноша верно определил существо своего труда: формовка во многом напоминает работу скульптора, как бы вывернутую наизнанку. Вая­ тель создаёт своё произведение со все­ ми внешними чертами, но делает его единственным. А у формовщика зада­ ча — сделать в земле внутренний рель­ еф будущих многочисленных отливок. От того и от другого требуется точ­ ность глаза и руки, постоянная высокая строгость к себе. Если д форме, выпол­ няемой даже в тысячный раз, подойти без творческого напряжения и интере­ са — добра не будет. Новиков ловко орудовал своим ин­ струментом — гладилкой, крючком, уголком, работал расчётливо, ритмично и быстро. В движениях его не было ни­ чего лишнего. Он умел сделать форму не плотно и не слабо, а как раз так, чтобы отливка была удачной, и все литейщики очень любили работать с ним. И ещё он умел критически отнестись- к чертежу и часто радовал Левина и Матвеева своими предложениями, про­ стыми и остроумными, всегда упро­ щавшими технологию. Он прочитал по литейному делу всё, что мог достать в- библиотеке, у Матвеева, у знакомых. Каждый лишний процент выработки приносил ему радость, никогда не удов­ летворявшую до конца. И завтра он спе­ шил сделать ещё больше, чтобы потом обогнать самого себя. К концу войны он делал формовки сотнями, имея са­ мый высокий процент выработки в це­ хе. И ни разу его изделия не были за­ бракованы. В сентябре 1945 года завод перешёл на новую продукцию. Новикову поруча­ ли трудные дела. Он был занят на важ­ нейших отливках для новой растворо­ мешалки «С-220», когда ему передали чертежи, присланные с канала. — Спасибо, Александр Иванович, — сказал Новиков Матвееву. — Я это сде­ лаю, я... Спасибо вам, — ещё раз по­ вторил он и вытер вспотевший лоб. Матвеев отдал Владимиру чертежи, потому что был уверен — Новиков всё равно потребует их, чтобы проверить- модели. Вручение чертежей подчёркива­ ло то уважение, с каким Матвеев и Ле­ вин относились к своему талантливому ученику. Новиков делал в смену девять-десять- тумб, а это составляло три с половиной нормы — обычный уровень его выра­ ботки. Но все понимали, что на столь- сложных формах дать такой процент может не всякий, и у места, где Нови­ ков делал свои формы, часто задержи­ вались рабочие. Многие приходили сю­ да покурить и, стоя в почтительном от­ далении, спрашивали: — А это что же будет? — Тумба. Для причала. — А причал где будет? Сколько раз Владимир старался пред­ ставить себе, где будут стоять его тум­ бы! Вот огромный шлюз, непременно — тринадцатый. Четырнадцатого в заказе- не было, должно быть, их было всего- тринадцать. И он не знал, откуда на­ чинается счёт — от Волги или от Дона, какой шлюз самый высокий — первый, или тринадцатый, но свои тумбы он представлял себе именно на его прича­ лах. Закрываются гигантские ворота, вода быстро прибывает, поднимая большой волжский пароход. Проехать бы по этим местам! Он бы сошёл на стенку и уви­ дел на каждой своей тумбе чёткую надпись «Новосибирский завод строи­ тельных машин». Новиков придирчиво осматривал все- отливки, стараясь отыскать недостаток, и всякий раз облегчённо вздыхал — то, что он сделал, то, что сделал его цех,—

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2