Сибирские огни, 1952, № 5
ме их двоих, решительно ничего не ра зобрал бы. , Надо было отлить парапеты, кордо ны, а главное — более девятисот при чальных тумб. Это была технически очень сложная работа и совершенно непривычная. Рядовой формовщик с нею не справился бы. По настоянию Левина Матвеев вызвал к себе Влади мира Новикова и, хоть это и не пола галось обычно, вручил ему чертежи. Формовка действительно оказалась сложной, требовала особой смекалки, тщательности и осторожности. Именно эти качества и отличали молодого ста хановца. В сорок первом году Володя Нови ков перешёл в десятый класс Барабин- ской средней школы. На фронт его не взяли: помешала повреждённая в дет стве нога. Как и многие его сверстники, он поступил на работу, заменяя тех, кто был мобилизован в первые же дни вой ны. В апреле сорок третьего' Новиков приехал в Новосибирск и определился на этот завод. Володю поставили на формовку. В первую смену он сделал всего три формы. Но внимательно присматриваясь к другим, перенимая то лучшее, что он видел в работе каждого формовщика, и отвергая лишние, невыгодные движе ния, Владимир стал изо дня в день увеличивать выработку. Очень скоро, гораздо раньше, чем от него ожидали, выучился он тому, без чего немыслим хороший формовщик — он стал чувство вать качество земли. Не только на ощупь определял он — больше в ней или меньше влаги, чем надо, но скоро ему достаточно было взять землю на ло пату, и он без ошибки видел — годится она для формовки, готова ли. Левина особенно привлекало в Нови кове то, что юноша верно определил существо своего труда: формовка во многом напоминает работу скульптора, как бы вывернутую наизнанку. Вая тель создаёт своё произведение со все ми внешними чертами, но делает его единственным. А у формовщика зада ча — сделать в земле внутренний рель еф будущих многочисленных отливок. От того и от другого требуется точ ность глаза и руки, постоянная высокая строгость к себе. Если д форме, выпол няемой даже в тысячный раз, подойти без творческого напряжения и интере са — добра не будет. Новиков ловко орудовал своим ин струментом — гладилкой, крючком, уголком, работал расчётливо, ритмично и быстро. В движениях его не было ни чего лишнего. Он умел сделать форму не плотно и не слабо, а как раз так, чтобы отливка была удачной, и все литейщики очень любили работать с ним. И ещё он умел критически отнестись- к чертежу и часто радовал Левина и Матвеева своими предложениями, про стыми и остроумными, всегда упро щавшими технологию. Он прочитал по литейному делу всё, что мог достать в- библиотеке, у Матвеева, у знакомых. Каждый лишний процент выработки приносил ему радость, никогда не удов летворявшую до конца. И завтра он спе шил сделать ещё больше, чтобы потом обогнать самого себя. К концу войны он делал формовки сотнями, имея са мый высокий процент выработки в це хе. И ни разу его изделия не были за бракованы. В сентябре 1945 года завод перешёл на новую продукцию. Новикову поруча ли трудные дела. Он был занят на важ нейших отливках для новой растворо мешалки «С-220», когда ему передали чертежи, присланные с канала. — Спасибо, Александр Иванович, — сказал Новиков Матвееву. — Я это сде лаю, я... Спасибо вам, — ещё раз по вторил он и вытер вспотевший лоб. Матвеев отдал Владимиру чертежи, потому что был уверен — Новиков всё равно потребует их, чтобы проверить- модели. Вручение чертежей подчёркива ло то уважение, с каким Матвеев и Ле вин относились к своему талантливому ученику. Новиков делал в смену девять-десять- тумб, а это составляло три с половиной нормы — обычный уровень его выра ботки. Но все понимали, что на столь- сложных формах дать такой процент может не всякий, и у места, где Нови ков делал свои формы, часто задержи вались рабочие. Многие приходили сю да покурить и, стоя в почтительном от далении, спрашивали: — А это что же будет? — Тумба. Для причала. — А причал где будет? Сколько раз Владимир старался пред ставить себе, где будут стоять его тум бы! Вот огромный шлюз, непременно — тринадцатый. Четырнадцатого в заказе- не было, должно быть, их было всего- тринадцать. И он не знал, откуда на чинается счёт — от Волги или от Дона, какой шлюз самый высокий — первый, или тринадцатый, но свои тумбы он представлял себе именно на его прича лах. Закрываются гигантские ворота, вода быстро прибывает, поднимая большой волжский пароход. Проехать бы по этим местам! Он бы сошёл на стенку и уви дел на каждой своей тумбе чёткую надпись «Новосибирский завод строи тельных машин». Новиков придирчиво осматривал все- отливки, стараясь отыскать недостаток, и всякий раз облегчённо вздыхал — то, что он сделал, то, что сделал его цех,—
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2