Сибирские огни, 1952, № 4
тор рассказывает об очередном, обыч ном рейсе пассажирского парохода «Дмитрий Пожарский». Этим рейсом пароход досрочно начал свою новую пя тилетку. В пути команда узнаёт, что ей четвёртый раз присуждён алый вым пел — первенство в пароходстве. Перед уходом в рейс личный состав парохода подписал Стокгольмское Воз звание, встал на вахту мира. И вот идёт упорный, самоотверженный труд по выполнению серьёзных обязательств, взятых командой в социалистическом соревновании. Полнее других очерчен Пухначёвым образ капитана парохода, умного руко водителя, умнеющего сплотить коллек тив. Он искусно проводит судно через опасные протоки, борется за полную за- хрузку парохода, за точный, строго по расписанию, приход его на пристань. Черты передового советского человека раскрываются в его отношениях с под чинёнными, в отеческой заботе о юных пассажирах — пионерах, в . мечтах о большом будущем великой русской ре>- ки, которой отдал капитан двадцать лег жизни. Есть в очерках «Голубая дорога» и «В одном рейсе» удачи, характерные штрихи и детали, свидетельствующие о наблюдательности автора. Но В. Пухна- чёв подчас не вникает в сущность опи сываемого. Так, он неглубоко раскры вает передовые методы труда, приме няемые на сплаве леса, на речных су дах. Неверно думать, что большегрузный плот успешно проведён по Оби только лишь благодаря тому, что люди «нажи мали» , старались, трудились, не покла дая рук. Безусловно, были применены новые приёмы работы, изменены и усо вершенствованы процессы труда. Но это обходится в очерке. Описание техники формировки плота носит чисто внешний, поверхностный характер. Не показано существо того нового, что принесло при менение техники на сплаве. В очерке есть и «богатырские руки портовых кранов» и «челюсти ков шей», и «торопливый говор механиз мов». Но о методах знатного механика Бурлакова и лунинца речного флота Ки селёва сказано вскользь. Иной раз автор излишне увлекается описанием ненужных подробностей, не имеющих познавательного значения, ни чего не дающих для раскрытия основ ной темы очерка. Поверхностный подход к разрешению важной темы ощущается в третьем очерке—• «Рассказ о зерне». Очерк, по свящённый замечательному селекционе- ру-сибиряку Ивану Никитичу Семчевко, не лишён познавательности. Но жалщ что автор сбивается на пересказ, порой часто информационный, о делах учёно го, вместо того, чтобы показать его в жизни, в работе, проникнуть в его твор ческую лабораторию. Здесь почти нет жизненных сцен, характерных деталей. Приезд экскурсантов на селекционную станцию — лишь внешнее обрамление, оживляющее рассказ автора. Интересен очерк «По следам зве ря» — о знатной сибирской охотнице Ульяне Бабиной. Книга очерков В. Пухначёва, несмот ря на недостатки, поможет читателю- сибиряку расширить своё представление о родном крае и его людях. Л. Прусьян. „ДРУЖБА"! С первых страниц своей книги В. Гу барев вводит читателя в быт жителей севера Тюменской области хантов я манси. Автор раскрывает ряд интерес ных картин о жизни этой народности, о семье Анэ, о старом деде, который су мел воспитать Марийку, Ане и Никул- ку. Эти несколько страниц, ярких и ин тересных, позволяют надеяться, что по весть будет о быте, промыслах, культу ре хантов и манси. Однако уже со вто рой главы книги видишь, что автор от ходит от показа малознакомой читателю народности. Всё содержание произведе ния он сводит лишь к походу пионеров по Хантэ-Мансийскому округу, и ничего нового в этом походе автор не показы вает. Мы видим в книге те же сборы гербария, камней, конечно же, пионеры нашли золото, заблудились в тайге и т. п., в общем всё* то, что найдёшь в любой книге о пионерском походе. Читатель вправе был ожидать, что писатель, рассказывая о походе пионе ров, углубит его представления о жизни и быте людей того района, в котором происходят события. Герой книги девочка Анэ приезжает в родной колхоз Елап Юж (Светлая до рога). Кажется, вот сейчас она встретит дорогих ей родных людей, читатель уви дит характерные особенности этого на рода, но вся встреча с ними ограничи вается буквально одной строчкой: председатель колхоза сообщает Анэ, где она может найти своего деда и колхозников, выехавших на рыбную лов лю. Анэ ©дет в паули (место рыбных про мыслов), но и здесь автор не даёт ни одного штриха, живо воспроизводящего жизйь хантов и манси на «песках», на рыбных промыслах. И только в од ной главке «Сигнал халеев» автор ри сует картину выхода на рыбную ловлю хантов. Картина эта хорошая. 1 В и т а л и й Г у б а р е в . «Дружба». Омское областное государственное изда тельство. 1951 год.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2