Сибирские огни, 1952, № 4
сятках произведений. Во-вторых, такие произведения писались в двадцатых, в начале тридцатых годов. Тогда тема, по ставленная в них, была актуальной. Но в наши дни, когда на великие стройки едут добровольцы, она превратилась в анахронизм. Спору нет, до сих пор встре чаются люди вроде почивалинского инженера, но ведь о них фельето ны надо писать, а не патетические баллады. У книжной схемы есть свои «удобст ва»: зазубрив её, можно гладко писать о чём угодно. Но правдивый образ живого человека никак и никогда не уместится в ней. Недаром Н. Почивалин в своих «книжных» стихах так часто употребля ет бесцветные эпитеты вроде «порывис тый», «шумный», «горячий», «упря мый». Недаром он так настойчиво самые важные моменты в жизни своих героев загоняет в многоточия (по принципу: «наутро проснулся... героем»). Этот же недостаток относится и к его поэме «Учительница», о которой уже писа лось в «Сибирских огнях» и большой отрывок из которой помещён в сбор нике. » Н. Почивалину нужно поскорее рас проститься с литературщиной и шире от крыть в свои стихи доступ дыханию жи вой жизни. Что он умеет это делать, до казывают лучшие стихи книги. П. Косенко. „ВЕСЕННЯЯ ПОРА“ ] Издание романа Н. Мординова «Ве сенняя пора» в русском переводе — большое событие для якутской литера туры. Произведение, популярное среди читателей-якутов, получит теперь широ кую известность. «Весенняя пора» — роман-эпопея, в котором раскрывается общая картина жизни якутского народа в переломную эпоху. Начало романа уводит нас к пер вому десятилетию нашего века — време нам мрачного прошлого. Кончается ро ман второй половиной 20-х годов, когда в жизни Якутии произошли великие ре волюционные преобразования. Перед чи тателем в живых, ярких образах пред стаёт подлинная история народа с его социальными противоречиями, неприми римой острой борьбой и стремлением к светлому будущему. В первых двух главах выпукло и зри мо показана ужасная действительность предреволюционной якутской деревни. В центре внимания писателя судьба батра ка Егордана Ляглярина. » Н. М о р д и н о в. «Весенняя пора». Роман. Перевод с якутского А. Дмитриевой и Л. Корниловой. «Советский писатель», Моск ва. 1951 год. 12. «Сибирские огни» № 4. Постоянным уделом этой семьи, со стоящей из семи человек и имеющей единственную корову, является голод. Жестокая нужда сковывает семью, хотя Егордан Ляглярин, его жена Федосья, мать Варвара помногу работали у бога чей. Бесчеловечность и жадность этих мироедов, закабаливших всю бедноту своего наслега, с полной силой прояв ляется в их отношениях к семье Егорда на Ляглярина. Их жадные взоры обра щаются на крошечную пашню Егордана, они отбирают его дедовский покос, они лишают его последней скотины. Разо рённая семья терпит бесконечные изде вательства. Однако роман далеко выходит за рам ки семейного. В нём имеется много дру гих персонажей — обаятельный Дмитрий Эрдэлиир с матерью — друг Егордана, Афанас Матвеев — человек большой си лы и воли, богачи Роман и Григорий Его ровы, Павел Семёнов. Они взяты прямо из жизни, в их действиях, образе мыс лей, чувствах и стремлениях мы ви дим якутских бедняков и якутских тойо нов. Романист в своём произведении сумел показать бесперспективность, узость ин тересов, духовную пустоту и тупость представителей гибнущего эксплуататор ского класса. Он раскрыл также и обра зы народных представителей, батраков и бедняков — якутов, полных чувства человеческого достоинства, вступивших на путь борьбы за свою свободу. В этой борьбе большую помощь им оказывает русский народ. В наслег приезжает новый фельдшер Виктор Бобров, русский, целиком отда ющий свои силы и знания народу. По юртам, разбросанным по Талбинской тайге, впервые разносится весть о не справедливой войне. Всё убедительнее стали звучать слова о чёрном гнёте бо гачей, об антинародных действиях царя. Пламенные призывы к решительной борьбе против царизма всё настойчивее стали проникать в убогие бедняцкие юрты якутов. Влияние русского фельд- шера, развернувшего кроме революци онной и большую просветительную ра боту, всё более возрастает. Всюду его имя произносится с уважением. У него появляются первые помощники — бат раки Дмитрий Эрдэлиир, Афанас Матве ев, Иван Кирилов. Они организуют народ, ведут среди него революционную работу. Всячески стараются воздействовать на массы и богачи. Они действуют то мир ными уговорами, то запугиваниями, то циничными мордобоями. Перед автором стояла задача изучить, как исторически сложившиеся классовые взаимоотноше ния приводили в движение в бурные дни революционных событий все слои якут ского населения, и весь этот сложный
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2