Сибирские огни, 1952, № 4

полая Павлова — это настоящая и ис­ кренняя поэзия труда. Молодой автор, напечатавший до этой повести только несколько рассказов, сумел добиться точности и выразительности в изображе­ нии трудовых процессов. В показе твор­ ческого, вдохновенного труда советских людей Павлов достиг бесспорного успе­ ха. В повести много новых, свежих и интересных наблюдений. Но в то же время она не свободна ещё от значи­ тельных недостатков: психологической фальши, искусственных ситуаций, из­ лишне риторических мест, неверных и •неточных деталей, которые способны привести к обеднению темы, к сниже­ нию идейного звучания произведения. Для развития основной идеи повести -очень важен образ Владимира Карпова. В этом образе автор хотел показать ха­ рактерное для нашего молодого поколе­ ния сочетание романтики с рассудитель­ ностью и деловитостью. Натуру Карпова -отличают высокая требовательность к ■себе и другим, зоркость, сосредоточен­ ность, вдумчивость, ответственное отно­ шение к своему труду. Работа занимает главное место в его жизни. — Не могу спокойно работать, когда вижу, что можно сделать больше и луч­ ше, — признаётся он сам. Интересно задуман автором образ на­ чальника стройучастка старого инжене­ ра Хазарова. Хазаров работает стара­ тельно и работает по-своему честно, по- своему принципиально: он убеждён в своей правоте. Механизация работ, ко­ торую он считает ненужной и дорого­ стоящей затеей, его интересует мало. Все усилия его направлены на то, что­ бы достать стройматериалы да выпол­ нить план на сто процентов. Он не уме­ е т охватить мыслью всё сложное хозяй­ ство участка, заглянуть в завтрашний день. Он не понимает, что старые мето­ ды строительства, с которыми он сжил­ с я и не может расстаться, не соответ­ ствуют новым задачам строительства. Но развитие образа Хазарова вызы­ вает невольное недоумение. Если на первых порах было объяснимым недо­ верие Хазарова к своему помощнику, то первые же успехи по постройке узко­ колейки, по улучшению организации ра­ бот должны были бы убедить начальни­ ка стройучастка, что помощник его — способный и растущий инженер, кото­ рому можно поручить многое из того, до чего «не доходят руки» самого Ха­ барова. Но с постройкой узкоколейки конфликт между инженерами оказался «неисчерпанным». «— Все свои действия вы сознатель­ но обращали против меня, с первого же дня, с первой нашей встречи...» — об­ виняет Хазаров Карпова. Взаимоотношения Хазарова и Карпо­ ва сложились нездоровые, во вред ра­ боте. Об этом известно и секретарю парткома Мироненко, и главному инже­ неру Ивянскому, но они почему-то стоят в стороне. Ни тот, ни другой не пытают­ ся положить конец затянувшемуся кон­ фликту. А ведь, в сущности, Хазаров не та­ кой уж плохой человек, каким он мо­ жет показаться сначала. Ему «доступ­ но творческое наслаждение строителя», его уважают рабочие. И неужели в большом и хорошем коллективе 'Строите­ лей, в парторганизации не нашёлся ни один человек, который бы помог Хаза- рову трезво взглянуть на жизнь, осмыс­ лить окружающие явления, пробудить в нём интерес к людям, направить его взгляд в будущее? С грузом своих оши­ бок, со старыми и укоренившимися привычками в работе, Хазаров оказал­ ся предоставленным самому себе, он «выпал» из коллектива, и если в конце концов он предстаёт перед нами «про­ зревшим» и исправившимся, то заслу­ га в этом только его самого, а не кол­ лектива строителей, как следовало бы ожидать. Образ Хазарова стал бы полным и по- настоящему интересным, если бы Н. Пав­ лов показал деятельность этого властно­ го и решительного человека не только на производстве. Хазаров, кажется, единственный из основных героев пове­ сти, у которого нет никаких личных привязанностей. Мы ни разу не видим его наедине с самим собой, неясно представляем, что же отличает его от других людей, как человека. У Хазаро­ ва произошло большое событие, опреде­ ляющее характер его поведения в буду­ щем. Борясь с самим собой, побеж­ дая в себе всё, что отчуждало его от Карпова, Мироненко, Хазаров возвра­ щается после отпуска просветлённым. Естественно, нам хочется узнать о неиз­ бежной внутренней борьбе, внутреннем конфликте Хазарова, хочется проследить как он постепенно освободился от своих ошибочных взглядов на свою деятель­ ность. Чувство обновления, с которым возвратился из своего отпуска, возник­ ло и окрепло у него, надо думать, не столько под влиянием встреч со своими товарищами-однокашниками, о чём мель­ ком говорится в повести, эти причины лежат значительно глубже. Н. Павлов разрешил этот сложный и острый вопрос в биографии своего ге­ роя очень просто: испросив отпуск, Ха­ заров выехал неожиданно из города. И читатель увидел затем лишь результат развития образа, а процесс этого разви­ тия остался для него не раскрытым. Ав­ тор слабо мотивировал выход Хазарова из тупика, не сделал понятным до кон­ ца действительный перелом, происшед­ ший в нём. В образе главного инженера Ивян- ского сказывается преобладание внеш­ ней , характеристики над раскрытием

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2