Сибирские огни, 1952, № 4
полая Павлова — это настоящая и ис кренняя поэзия труда. Молодой автор, напечатавший до этой повести только несколько рассказов, сумел добиться точности и выразительности в изображе нии трудовых процессов. В показе твор ческого, вдохновенного труда советских людей Павлов достиг бесспорного успе ха. В повести много новых, свежих и интересных наблюдений. Но в то же время она не свободна ещё от значи тельных недостатков: психологической фальши, искусственных ситуаций, из лишне риторических мест, неверных и •неточных деталей, которые способны привести к обеднению темы, к сниже нию идейного звучания произведения. Для развития основной идеи повести -очень важен образ Владимира Карпова. В этом образе автор хотел показать ха рактерное для нашего молодого поколе ния сочетание романтики с рассудитель ностью и деловитостью. Натуру Карпова -отличают высокая требовательность к ■себе и другим, зоркость, сосредоточен ность, вдумчивость, ответственное отно шение к своему труду. Работа занимает главное место в его жизни. — Не могу спокойно работать, когда вижу, что можно сделать больше и луч ше, — признаётся он сам. Интересно задуман автором образ на чальника стройучастка старого инжене ра Хазарова. Хазаров работает стара тельно и работает по-своему честно, по- своему принципиально: он убеждён в своей правоте. Механизация работ, ко торую он считает ненужной и дорого стоящей затеей, его интересует мало. Все усилия его направлены на то, что бы достать стройматериалы да выпол нить план на сто процентов. Он не уме е т охватить мыслью всё сложное хозяй ство участка, заглянуть в завтрашний день. Он не понимает, что старые мето ды строительства, с которыми он сжил с я и не может расстаться, не соответ ствуют новым задачам строительства. Но развитие образа Хазарова вызы вает невольное недоумение. Если на первых порах было объяснимым недо верие Хазарова к своему помощнику, то первые же успехи по постройке узко колейки, по улучшению организации ра бот должны были бы убедить начальни ка стройучастка, что помощник его — способный и растущий инженер, кото рому можно поручить многое из того, до чего «не доходят руки» самого Ха барова. Но с постройкой узкоколейки конфликт между инженерами оказался «неисчерпанным». «— Все свои действия вы сознатель но обращали против меня, с первого же дня, с первой нашей встречи...» — об виняет Хазаров Карпова. Взаимоотношения Хазарова и Карпо ва сложились нездоровые, во вред ра боте. Об этом известно и секретарю парткома Мироненко, и главному инже неру Ивянскому, но они почему-то стоят в стороне. Ни тот, ни другой не пытают ся положить конец затянувшемуся кон фликту. А ведь, в сущности, Хазаров не та кой уж плохой человек, каким он мо жет показаться сначала. Ему «доступ но творческое наслаждение строителя», его уважают рабочие. И неужели в большом и хорошем коллективе 'Строите лей, в парторганизации не нашёлся ни один человек, который бы помог Хаза- рову трезво взглянуть на жизнь, осмыс лить окружающие явления, пробудить в нём интерес к людям, направить его взгляд в будущее? С грузом своих оши бок, со старыми и укоренившимися привычками в работе, Хазаров оказал ся предоставленным самому себе, он «выпал» из коллектива, и если в конце концов он предстаёт перед нами «про зревшим» и исправившимся, то заслу га в этом только его самого, а не кол лектива строителей, как следовало бы ожидать. Образ Хазарова стал бы полным и по- настоящему интересным, если бы Н. Пав лов показал деятельность этого властно го и решительного человека не только на производстве. Хазаров, кажется, единственный из основных героев пове сти, у которого нет никаких личных привязанностей. Мы ни разу не видим его наедине с самим собой, неясно представляем, что же отличает его от других людей, как человека. У Хазаро ва произошло большое событие, опреде ляющее характер его поведения в буду щем. Борясь с самим собой, побеж дая в себе всё, что отчуждало его от Карпова, Мироненко, Хазаров возвра щается после отпуска просветлённым. Естественно, нам хочется узнать о неиз бежной внутренней борьбе, внутреннем конфликте Хазарова, хочется проследить как он постепенно освободился от своих ошибочных взглядов на свою деятель ность. Чувство обновления, с которым возвратился из своего отпуска, возник ло и окрепло у него, надо думать, не столько под влиянием встреч со своими товарищами-однокашниками, о чём мель ком говорится в повести, эти причины лежат значительно глубже. Н. Павлов разрешил этот сложный и острый вопрос в биографии своего ге роя очень просто: испросив отпуск, Ха заров выехал неожиданно из города. И читатель увидел затем лишь результат развития образа, а процесс этого разви тия остался для него не раскрытым. Ав тор слабо мотивировал выход Хазарова из тупика, не сделал понятным до кон ца действительный перелом, происшед ший в нём. В образе главного инженера Ивян- ского сказывается преобладание внеш ней , характеристики над раскрытием
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2