Сибирские огни, 1952, № 4
ру, то вряд ли стоит прощать это редак тору К. В. Чуйко. Довольно многочисленны и более мел кие «огрехи» в тексте книги. Наивно- противоречиво звучат строки о том, как, например, один из докладчиков в волост ном исполкоме, желая «хвастнуть замыс ловато написанным отчётом», начал «свой немудрый доклад». Очевидны такие же несообразности и в других местах книги. Прочитав строку о приходе «унылого с похмелья дяди Ми ши», мы в следующих же строчках встречаем утверждение, будто «дядя Миша никогда не унывал». Весьма однообразно подчас передаёт ся речь действующих лиц: «Раз полюби ли друг друга — значит всё» (стр. 47), «Затеяла венчаться, и всё» (стр. 48), «Ещё раз поговорю, не согласится — значит вс'ё» (стр. 49). Так, из страницы в страницу, выска зываются герои Балябина и в других случаях. Это сильно обедняет их язык, не говоря уж о том, что самая интона ция, в которой дано каждый раз это сло вечко «всё», вряд ли свойственна месту и времени действия романа. Может быть, она просто случайна в этой книге? Увы, нет,— через пяток страниц опять подряд повторяется: «обвенчаешься с Варей в церкви — и всё» (стр. 54), «поженились бы да и всё», «тянешь в сторону — зна чит всё» (стр. 55), «так неужели же- всё?», «теперь уже всё» (стр. 64). Нельзя не заметить и досадной неук люжести многих фраз, вроде таких: «...скрылся за густо заросшим тальни ком островом» (стр. 157), «...берегов, усеянных коричневой отполированной водой галькой» (171), «...трясущаяся от злобы борода» (стр. 171). Не только вы разительности, но и смысла не хватает в таких, к примеру, высказываниях от дельных героев романа: «— Живём так себе,— не на себя, ни перед собой». «На ,ходу нас всемером не заморозишь». Чересчур много встречается в «Голу бой Аргуни» искалеченных слов, вро де «куфня», «первенный», «рыхметика»,. «лисапед», «гумага», «гумажник» «обо ружены», «удобрился», «чужалась», «дождала», «чертомелить», «пропочён- ная рубаха», причём иной раз так вы сказываются не только герои романа, но- и автор (например: «войти в магазин по- задним дверям»). Для повторного издания интересной книги автору предстоит ещё много по работать. А. КАРЦЕВ , Повесть о строителях 1 Повесть «Горячее лето» — первое крупное произведение барнаульского инженера Николая Павлова. В повести изображён коллектив строителей с его делами, думами, стремлениями, борь бой, коллектив, богатый честными, энер гичными, жизнерадостными людьми, для которых характерны творческие искания новых путей в работе. Таковы каменщи ки Костюк и Проскурин, плотник Берё зов, штукатур Черемных, молодые ин женеры Карпов и Веткина. Весна — начало горячей поры для строителей Степного посёлка, возводя щих жилые дома для рабочих трубопро катного завода. Работы много, но много и неполадок: нет механизации, труд не организован, квалифицированных рабо чих отрывают от их дела и «бросают» на разные авральные работы. Началь ник стройучастка Хазаров погряз в по вседневных мелочах, сжился с неполад ками, считая их неизбежными. В центре событий на Степном посёлке оказывается инженер Владимир Карпов, недавно окончивший строительный ин 1 Н. П а в л о в . Горячее лето. Алтайское краевое издательство, Барнаул, 1951 г., 179 стр. Цена 5 р. 75 к. ститут и по своему желанию приехав ший в Сибирь. С первых же дней рабо ты на стройучастке возникает конфликт между ним и Хазаровым, происходит столкновение двух взглядов на главный вопрос их деятельности ■— как строить, что надо сделать, чтобы поднять темпы строительства и досрочно сдать трубо прокатчикам жилые дома. При помощи партийной организации, преодолев противодействие Хазарова,. Карпову удалось осуществить свою идею механизации строительных работ на «малых объектах», наладить производ ственное обучение рабочих, среди кото рых много было молодёжи, недавно при шедшей на строительство. Примечатель но в повести то, что в ней новатор -— не одиночка. Перелом в работе строй участка достигается не личными усилия ми одного Карпова, а плодотворной дея тельностью всего коллектива строителей под руководством партийной организа ции. Автор повести приводит читателя к мысли, что для советских людей харак терно творческое отношение к труду,, неукротимое стремление вперёд, ибо их жизненное поведение определяют вели кие идеи партии, идеи коммунизма. Основное достоинство повести Ни-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2