Сибирские огни, 1952, № 4

ру, то вряд ли стоит прощать это редак­ тору К. В. Чуйко. Довольно многочисленны и более мел­ кие «огрехи» в тексте книги. Наивно- противоречиво звучат строки о том, как, например, один из докладчиков в волост­ ном исполкоме, желая «хвастнуть замыс­ ловато написанным отчётом», начал «свой немудрый доклад». Очевидны такие же несообразности и в других местах книги. Прочитав строку о приходе «унылого с похмелья дяди Ми­ ши», мы в следующих же строчках встречаем утверждение, будто «дядя Миша никогда не унывал». Весьма однообразно подчас передаёт­ ся речь действующих лиц: «Раз полюби­ ли друг друга — значит всё» (стр. 47), «Затеяла венчаться, и всё» (стр. 48), «Ещё раз поговорю, не согласится — значит вс'ё» (стр. 49). Так, из страницы в страницу, выска­ зываются герои Балябина и в других случаях. Это сильно обедняет их язык, не говоря уж о том, что самая интона­ ция, в которой дано каждый раз это сло­ вечко «всё», вряд ли свойственна месту и времени действия романа. Может быть, она просто случайна в этой книге? Увы, нет,— через пяток страниц опять подряд повторяется: «обвенчаешься с Варей в церкви — и всё» (стр. 54), «поженились бы да и всё», «тянешь в сторону — зна­ чит всё» (стр. 55), «так неужели же- всё?», «теперь уже всё» (стр. 64). Нельзя не заметить и досадной неук­ люжести многих фраз, вроде таких: «...скрылся за густо заросшим тальни­ ком островом» (стр. 157), «...берегов, усеянных коричневой отполированной водой галькой» (171), «...трясущаяся от злобы борода» (стр. 171). Не только вы­ разительности, но и смысла не хватает в таких, к примеру, высказываниях от­ дельных героев романа: «— Живём так себе,— не на себя, ни перед собой». «На ,ходу нас всемером не заморозишь». Чересчур много встречается в «Голу­ бой Аргуни» искалеченных слов, вро­ де «куфня», «первенный», «рыхметика»,. «лисапед», «гумага», «гумажник» «обо ружены», «удобрился», «чужалась», «дождала», «чертомелить», «пропочён- ная рубаха», причём иной раз так вы­ сказываются не только герои романа, но- и автор (например: «войти в магазин по- задним дверям»). Для повторного издания интересной книги автору предстоит ещё много по­ работать. А. КАРЦЕВ , Повесть о строителях 1 Повесть «Горячее лето» — первое крупное произведение барнаульского инженера Николая Павлова. В повести изображён коллектив строителей с его делами, думами, стремлениями, борь­ бой, коллектив, богатый честными, энер­ гичными, жизнерадостными людьми, для которых характерны творческие искания новых путей в работе. Таковы каменщи­ ки Костюк и Проскурин, плотник Берё­ зов, штукатур Черемных, молодые ин­ женеры Карпов и Веткина. Весна — начало горячей поры для строителей Степного посёлка, возводя­ щих жилые дома для рабочих трубопро­ катного завода. Работы много, но много и неполадок: нет механизации, труд не организован, квалифицированных рабо­ чих отрывают от их дела и «бросают» на разные авральные работы. Началь­ ник стройучастка Хазаров погряз в по­ вседневных мелочах, сжился с неполад­ ками, считая их неизбежными. В центре событий на Степном посёлке оказывается инженер Владимир Карпов, недавно окончивший строительный ин­ 1 Н. П а в л о в . Горячее лето. Алтайское краевое издательство, Барнаул, 1951 г., 179 стр. Цена 5 р. 75 к. ститут и по своему желанию приехав­ ший в Сибирь. С первых же дней рабо­ ты на стройучастке возникает конфликт между ним и Хазаровым, происходит столкновение двух взглядов на главный вопрос их деятельности ■— как строить, что надо сделать, чтобы поднять темпы строительства и досрочно сдать трубо­ прокатчикам жилые дома. При помощи партийной организации, преодолев противодействие Хазарова,. Карпову удалось осуществить свою идею механизации строительных работ на «малых объектах», наладить производ­ ственное обучение рабочих, среди кото­ рых много было молодёжи, недавно при­ шедшей на строительство. Примечатель­ но в повести то, что в ней новатор -— не одиночка. Перелом в работе строй­ участка достигается не личными усилия­ ми одного Карпова, а плодотворной дея­ тельностью всего коллектива строителей под руководством партийной организа­ ции. Автор повести приводит читателя к мысли, что для советских людей харак­ терно творческое отношение к труду,, неукротимое стремление вперёд, ибо их жизненное поведение определяют вели­ кие идеи партии, идеи коммунизма. Основное достоинство повести Ни-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2