Сибирские огни, 1952, № 4
атома»), « ч т о б ы осветила», « ч т о б ы воскресила», « ч т о б ы поднимались», « ч т о б ы засияло» (стр. 14 «Новый год»), «Н е т у ж и . Не тужи. Всё за хватили», « т о л ь к о гуще и взрослей», « т о л ь к о место веселей», « т о л ь к о улицы покраше», « т о л ь к о задний но вый ряд», « т о л ь к о строгий светлый взгляд», « т о л ь к о чуть заметный иней» (стр. 42 «В гостях у тёти»). «И снова в высь г л я д и т с межи», «г л я- д и т , г л я д и т в бинокль кургу зый», « г л я д и т , улыбкой озарён ный», « г л я д и т , успехом окрылённый» (стр. 45 «Самолёт над хлебами»). П р и ё м и н в е р с и р о в а н н о г о п о в т о р а с ц е л ь ю у с и л е н и я : «то р а з в ё л Мишук свою д в у х р я д к у , голосистую г а р м о н ь р а з в ё л», н е т удела в ы ш е , зданья в е л и ч е с т в е н н е е н е т » , «и в о й н у мы объявили, старой засухе в о й н у » , «И д о ж д ь , сухой и пыльный д о ж д ь » , и « ф л а г новостройки под куполом неба, самый почётный в стра не моей ф л а г » и т. п. Приёмы эти не обходимы, ' ими нередко пользуются различные по своему стилю поэты. Од нако, если они повторяются из стихо творения в стихотворение, если в при менении их утрачивается чувство меры, то они не усиливают, а, наоборот, ос 99Недостатки хорошей книги 661 Аргунь» молодой казак Степан Бекетов,, вернувшись из Красной Армии после четырёхлетней разлуки с семьёй, сразу горячо принимается помогать укрепле нию молодой советской власти, становит ся активистом её местных органов. Прав диво показана автором обстановка, в ка кой начиналось в забайкальских каза чьих станицах строительство новой жиз ни,— обстановка безмерно трудная. Вот Степан Бекетов в кабинете заме стителя председателя волостного испол кома, большевика Васильева, работаю щего одновременно и секретарём волост ной коммунистической ячейки. Он с ин тересом расспрашивает приехавшего к Васильеву казака Литвинцева, предсе дателя сельсовета в дальнем таёжном по сёлке, о том, как он организует у себя в- пос'ёлке актив, как проводятся там собра ния бедноты, как решаются вопросы на этих собраниях. «— Собрания-то у нас кое-когда бы вают, конечно, — ответил, Степану Лит- винцев. — А протоколов мы сроду ника ких не писали и не пишем. А что, зна чит, вырешим, держим в памяти. Так онс у нас спокон веку ведётся. Читая эту книгу, вспоминаешь — и довольно часто, — что многое тут уже знакомо тебе по другой книге: и своеоб разная природа Забайкалья и жизнь в казачьих станицах, а в особенности люди и характеры, их личные судьбы в вели кой борьбе нового со старым, борьбе за революцию. Да, не раз вспоминается роман «Дау- рия» лауреата Сталинской премии Кон стантина Седых — особенно при чтении лучших страниц «Голубой Аргуни» Ва силия Балябина. И тем не менее «Голубая Аргунь» отнюдь не повторяет «Даурию». Повто рения тут нет уже потому, что по време ни действия «Голубая Аргунь» как бы продолжает тему «Даурии», показывая забайкальское казачество в борьбе за укрепление уже завоёванной советской власти. Автор да'ёт широкую и жизненно верную характеристику прошлой жизни казачьей бедноты. Центральный герой романа «Голубая 1 В а с и л и й Б а л я б и н . «Голубая Ар гунь». Иркутское государственное областное издательство, 1951 г. 305 стр. лабляют силу производимого впечатле ния от создаваемой поэтом картины. Инн. Луговскому удаются сибирские пейзажи. Он умеет передать их специ фическую красоту, их суровость, их ве личавую простоту. Но если из полсотни' стихотворений по меньшей мере в од ной трети их обязательно рисуются- х р е б т ы , то это вряд ли можно при знать удачей поэта: «В хребты уходя щие поезда» (стр. 9), «Заря над хреб том» (стр. 69), «спят хребты» (стр. 29) и т. п. (см. стр. 9, 20, 29, 57, 69, 80, 81, 85, 87, 90, 91, 108, 109). Одно образны и некоторые определения поэ та, часто можно встретить «синее сия ние» (стр. 9), «синие глаза» (51), «си ний нож» (76), «синий простор» (109), не говоря уже о существительных: «синь», «синева» и т. п. Пользуется поэт и такими не обогащающими читате ля просторечиями, местными изречения ми, как «а ж слезинка потекла» (стр. 44), «бригадир а ж опешил» (47), «так пустился, а ж сапог не видно» (58),. «фартовый», «побаски», «побойки» и прочее такого же рода. Поэту следует ещё упорнее работать над повышением своего художественно го мастерства. Н. ЯНОВСКИЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2