Сибирские огни, 1952, № 4

атома»), « ч т о б ы осветила», « ч т о б ы воскресила», « ч т о б ы поднимались», « ч т о б ы засияло» (стр. 14 «Новый год»), «Н е т у ж и . Не тужи. Всё за­ хватили», « т о л ь к о гуще и взрослей», « т о л ь к о место веселей», « т о л ь к о улицы покраше», « т о л ь к о задний но­ вый ряд», « т о л ь к о строгий светлый взгляд», « т о л ь к о чуть заметный иней» (стр. 42 «В гостях у тёти»). «И снова в высь г л я д и т с межи», «г л я- д и т , г л я д и т в бинокль кургу­ зый», « г л я д и т , улыбкой озарён­ ный», « г л я д и т , успехом окрылённый» (стр. 45 «Самолёт над хлебами»). П р и ё м и н в е р с и р о в а н н о г о п о ­ в т о р а с ц е л ь ю у с и л е н и я : «то р а з в ё л Мишук свою д в у х р я д к у , голосистую г а р м о н ь р а з в ё л», н е т удела в ы ш е , зданья в е л и ч е ­ с т в е н н е е н е т » , «и в о й н у мы объявили, старой засухе в о й н у » , «И д о ж д ь , сухой и пыльный д о ж д ь » , и « ф л а г новостройки под куполом неба, самый почётный в стра­ не моей ф л а г » и т. п. Приёмы эти не­ обходимы, ' ими нередко пользуются различные по своему стилю поэты. Од­ нако, если они повторяются из стихо­ творения в стихотворение, если в при­ менении их утрачивается чувство меры, то они не усиливают, а, наоборот, ос­ 99Недостатки хорошей книги 661 Аргунь» молодой казак Степан Бекетов,, вернувшись из Красной Армии после четырёхлетней разлуки с семьёй, сразу горячо принимается помогать укрепле­ нию молодой советской власти, становит­ ся активистом её местных органов. Прав­ диво показана автором обстановка, в ка­ кой начиналось в забайкальских каза­ чьих станицах строительство новой жиз­ ни,— обстановка безмерно трудная. Вот Степан Бекетов в кабинете заме­ стителя председателя волостного испол­ кома, большевика Васильева, работаю­ щего одновременно и секретарём волост­ ной коммунистической ячейки. Он с ин­ тересом расспрашивает приехавшего к Васильеву казака Литвинцева, предсе­ дателя сельсовета в дальнем таёжном по­ сёлке, о том, как он организует у себя в- пос'ёлке актив, как проводятся там собра­ ния бедноты, как решаются вопросы на этих собраниях. «— Собрания-то у нас кое-когда бы­ вают, конечно, — ответил, Степану Лит- винцев. — А протоколов мы сроду ника­ ких не писали и не пишем. А что, зна­ чит, вырешим, держим в памяти. Так онс у нас спокон веку ведётся. Читая эту книгу, вспоминаешь — и довольно часто, — что многое тут уже знакомо тебе по другой книге: и своеоб­ разная природа Забайкалья и жизнь в казачьих станицах, а в особенности люди и характеры, их личные судьбы в вели­ кой борьбе нового со старым, борьбе за революцию. Да, не раз вспоминается роман «Дау- рия» лауреата Сталинской премии Кон­ стантина Седых — особенно при чтении лучших страниц «Голубой Аргуни» Ва­ силия Балябина. И тем не менее «Голубая Аргунь» отнюдь не повторяет «Даурию». Повто­ рения тут нет уже потому, что по време­ ни действия «Голубая Аргунь» как бы продолжает тему «Даурии», показывая забайкальское казачество в борьбе за укрепление уже завоёванной советской власти. Автор да'ёт широкую и жизненно­ верную характеристику прошлой жизни казачьей бедноты. Центральный герой романа «Голубая 1 В а с и л и й Б а л я б и н . «Голубая Ар­ гунь». Иркутское государственное областное издательство, 1951 г. 305 стр. лабляют силу производимого впечатле­ ния от создаваемой поэтом картины. Инн. Луговскому удаются сибирские пейзажи. Он умеет передать их специ­ фическую красоту, их суровость, их ве­ личавую простоту. Но если из полсотни' стихотворений по меньшей мере в од­ ной трети их обязательно рисуются- х р е б т ы , то это вряд ли можно при­ знать удачей поэта: «В хребты уходя­ щие поезда» (стр. 9), «Заря над хреб­ том» (стр. 69), «спят хребты» (стр. 29) и т. п. (см. стр. 9, 20, 29, 57, 69, 80, 81, 85, 87, 90, 91, 108, 109). Одно­ образны и некоторые определения поэ­ та, часто можно встретить «синее сия­ ние» (стр. 9), «синие глаза» (51), «си­ ний нож» (76), «синий простор» (109), не говоря уже о существительных: «синь», «синева» и т. п. Пользуется поэт и такими не обогащающими читате­ ля просторечиями, местными изречения­ ми, как «а ж слезинка потекла» (стр. 44), «бригадир а ж опешил» (47), «так пустился, а ж сапог не видно» (58),. «фартовый», «побаски», «побойки» и прочее такого же рода. Поэту следует ещё упорнее работать над повышением своего художественно­ го мастерства. Н. ЯНОВСКИЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2