Сибирские огни, 1952, № 4

из стихотворения «Говорит колхоз «Большевистский путь». Да и как мог- •ло быть иначе — в произведении рас­ сказывается о том, как наш народ осу­ ществляет своё право свободно избирать руководителей своего государства. Все мы при Сталине Помолодели. И я предложить вам, товарищи, рад: Пусть он, родной, и от нашей артели Будет наш первый в Кремле депутат! А лирический герой стихотворения «На великом сибирском», наблюдая, как непрерывно движутся поезда с адреса­ ми, всегда оканчивающимися «великим словом», «строй», радостно восклицает: Я адреса читаю, И кажется всё мне — Гигантскую читаю Поэму о стране, Где что ни слово — тема И песня в честь труда... Не кончится поэма, Не смолкнут поезда! Как правило, избранную тему поэт стремится решить через конкретную, запоминающуюся картину, динамичную сцену, через раскрытие каких-либо оп­ ределённых черт живого действующего человека. Для воплощения своего за­ мысла он ищет и нередко находит един­ ственно необходимую в том или ином случае поэтическую, художественную форму — широкой, как Байкал, песни, бойкой шутки-частушки, патетического монолога, лирического задушевного раз­ говора с читателем о самом главном и дорогом. «Чудесное место!» — заявил старик- геолог, остановившись у болота и чах­ лого колка. Все рассмеялись. Но старик горячо возразил: Художник не будет писать здесь картин, Пройдёт поскорей на высоты. Но если б коснулся он взором глубин, Какие нашёл бы красоты! Направо железная дремлет руда, Налево холмы из кальцита. А здесь под ногами, где киснет вода, Тугие пласты антрацита. ( «Ху д о Hi н и к»). Здесь всё под руками, надо только по­ трудиться, и огромные богатства будут принадлежать человеку, и геолог, есте­ ственно, продолжает: ...Вот только закрою глаза, а вокруг Дымятся высокие трубы, Город лежит за этим холмом, Шумят тополями бульвары, И тонет в черёмухе новенький дом, В котором живут сталевары. А там, где лягушки резвятся сейчас Да хлюпают ржавые глуби, Я снова встречаю, товарищи, вас... Ну, скажем, в трамвае иль клубе! Ничего фантастического, необычного, он, казалось бы, не придумывает, но картина, им нарисованная, великолеп­ на, она волнует: это — счастье людей, героически воздвигнувших на вековом болоте новый прекрасный город. Вот почему хороши заключительные строки этого стихотворения: И всем нам хотелось сказать под конец Солдату таёжной разведки: Вы сами художник! ХудожНик-твореЩ Пейзажей конца пятилетки. Так возникает перед нами образ челове­ ка, страстно влюблённого в своё дело, так постигаем мы значительную мысль о возможности осуществления нашей мечты в советское время, видим наш завтрашний день: осушенные болота, использованные земные богатства, по­ строенные города. Эта устремлённость в будущее — характерная особенность содержания многих лучших стихов поэта («На полевом стане», «В добрый путь», «Сквозь тайгу» и др.). В ином по характеру произведении «Песня», небольшом, но выразитель­ ном, мы так же, как и в предыдущем, ощутимо видим и амурские волны, и солдат, выходящих на берег с неразлуч­ ным баяном, слышим их то весёлую, то напевную, то грозную, то величавую песню о дружбе, о Родине, о войне, о любви. То весёлая, то напевная, Как чудесна ты, как хороша, Песня русская, задушевная — Наша мужественная душа! Широка ты, как наша Родина, Полнозвучна, как горный поток... Сколько, песня, с тобой было пройдено Боевых знаменитых дорог! Такой метод работы позволяет поэту сделать свои произведения ёмкими по содержанию и ясными по выражению, по форме. В стихах, в которых поэт пишет на такие общие большие темы, как тема мира, он также находит убедительные образы, точно, экономно выполненные картины, нужный и верный тон. Стихотворения в защиту мира («Да здравствует солнце!»), открывающие сборник, как и стихи о Советской Ар­ мии, заключающие его («На посту»), пронизаны одной основной мыслью: советский народ желает мира, борется за мир, и задача его армии, его Воору­ жённых Сил — защитить мир, отстоять его. Мирный труд страны социализма охраняет часовой, верный и безупреч­ ный «гражданин и солдат» Родины: ©ььсокие домны Алдана, КЬмбайны кубанских станиц, И , песни девчат Дагестана, И•'волны алтайских пшениц, И звон полевой слесарни, И гул заводских корпусов, И шум подрастающих армий Полезащитных лесов... В мирных целях используется у нас энергия атома («По поводу атома»), во имя мира самоотверженно трудятся на­ ши колхозники — советские люди

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2