Сибирские огни, 1952, № 4
О с и б и р ск о й нови и „ с и зы х урм ан ах^ Лев Черноморцев выступил с циклом стихотворений «Сибирская новь»1. Ав тор, как свидетельствует название перво го стихотворения, мчится в поезде «Мо сква—Владивосток». В стихотворении дан как бы итог путевых впечатлений поэта. Перед нами развёртывается вере ница картин. «Прошли уральские туннели, Промчали степи Барабы... И в край таёжный мы влетели, И за окном мелькают ели И телеграфные столбы». Глагол «промчали» употреблён непра вильно, но главное не в этом. Сибирской нови пока не видно, хотя мы «промча ли» тысячи километров — вот что пло хо! А транссибирский экспресс не ждёт, едем дальше: Глядим, как сильно изменились Края родные: «Жизнь идёт!» На север пррсеки открылись... Здесь город встал, а там — завод! Сибирь!.. Душой в себя вбираю Я всю тебя'!.. Бегут огни Попутных сёл... над речкой Яей Грохочет мост... Далее «неспроста» (как уверяет поэт) «мелькают» станции с экзотическими на званиями «Шуба», «Тайга», «Снежни ца», «Зима», «летят» туннели, тайга, горы, леса, ели, телеграфные столбы, просторы, огни в лесах, просеки, город и завод, сёла, мосты. ...Но вот, наконец-то, и заключение пути — концовка стихотворения, квинт эссенция: Но эти сизые урманы и бирюзовые Саяны, — Они со мной, они во мне!.. Подлинная ли правда о современной Сибири поведана читателю Львом Чер- номорцевым? И правда, и неправда. Правда потому, что, действительно, лес и горы, простооы и телеграфные столбы, станции и тайга, сизые урманы и бирюзовые Саяны — в Сибири есть. Неправда потому, что всё это — поверх ностные, несущественные для характери стики новой жизни детали, всё это уже «не новь» или вообще «не новь». Теле графу и просекам в лесах — не пер вый десяток лет, а особенности географи ческие и века назад были те же. Поэто- му-то и не искренне звучат восклицания поэта: «любуемся встающей новью», «глядим, как сильно изменились края родные», — ведь за ними нет ничего конкретного, действительно нового для нашей социалистической страны. Взгляд 1 Журнал «Октябрь», № 4, 1952 г. поэта обращён к пройденным этапам ис тории, в прошлое, а не в будущее. Великий пролетарский писатель А. М. Горький называл Сибирь краем социа листического созидания. Почему же ком мунистический творческий труд, то, что является общим для всех советских лю дей, не ощущается в стихотворении Черноморцева? Почему для характерис тики Сибири по-старинке подбирается и выдвигается на первый план целая кол лекция всяких экзотических подробно стей, а не то, что рисует Сибирь, как край социалистического созидания? Си бирская новь ныне — это Кузбасс с его могучей угольной промышленностью и металлургией. Сталевары, поражающие искусством своим весь мир. Водители угольных комбайнов, совершающие тех ническую революцию в горном деле. Это гиганты-заводы Новосибирска, поодиноч ке дающие стране продукции больше, чем вся индустрия иного буржуазного государства. Это — колоссальные строй ки с применением самых последних до стижений , науки и техники. Сибирская новь в наше время — это цветущее, изобильное коллективное сель ское хозяйство. Колоссальная армия сложных машин, обеспечивающая про ведение 9/10 всех уборочных работ. Это создание невиданных прежде высокопро дуктивных пород домашних животных. Это колхоз имени Молотова, Алтайского края, где на каждом производственном участке — агроном, зоотехник или инже нер и ряд других специалистов, где соз дан огромный плодовый сад (это в Сиби- ри-то!), оранжерея, в которой растут суб тропические культуры и где проходит научная работа по выведению новых ви дов полезных растений. Это — продви жение пшеницы и яблони на Север... Сибирская новь — это города вузов Томск и Иркутск, Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский филиалы Академии наук СССР, одна из крупнейших библи отек мира в Томске. Это — вдохновенное творчество многочисленных отрядов пи сателей, актёров, художников, компози торов. Всё это и многое другое не видит поэт Лев Черноморцев и называет новью то, что было новым десятки лет назад. Не ясно ли, что поэт отходит от прин ципов социалистического реализма, тре бующего показывать жизнь в её истори ческой конкретности, в её развитии. Р аз ве можно новь эпохи постепенного пере хода от социализма к коммунизму ме рить старым аршином, выдавая прошлое за типическое, за существенные черты современности? Лев Черноморцев, может быть, ска жет, что эти требования чрезмерны.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2