Сибирские огни, 1952, № 4
вершённости. В такой лирической поэме следовало бы отвести значительно боль ше места истории этой любви. Тогда рассказ о росте молодой учительницы был бы дополнен более глубоким рас крытием всего внутреннего облика глав ной героини. В поэме Н. Перевалова хорошо напи саны многие картинки из повседневного быта современной колхозной деревни. С искренней любовью и хорошим знанием дела рисует поэт, в прошлом сам учи тель, жизнь сельской школы. Выразительны и красочны в поэме картины сибирской природы всех вре мён года. Каждой пейзажной зарисовкой автор стремится подчеркнуть те измене ния, которые вносит человек в окру жающий быт и природу. Пейзажи в этой поэме во многом и создают тот лириче ский подтекст, который усиливает впе чатление счастливой жизни нашей кол хозной деревни. Говоря о других изобразительных средствах поэмы, отметим разнообразие её ритмики. Поэт стремится в соответ ствии с содержанием менять ритмиче ский рисунок стиха. Стих то течёт плавно и легко, как, например, в первой главке, то становится энергичным, сти хотворные строки короткими, как в главке «На подъёме», где сама ритмика передаёт стремительность движения ав томобиля, то вдруг начинают главен ствовать в стихе разговорные интона ции. Усиливает выразительность языка по эмы умелое включение в стих извест ных в народе метких выражений, посло виц и поговорок. Вот для примера от рывок из поэмы: Но жива она, не позабылась Поговорка про мешок да шило: Будто зайчик солнечный, дрожа, Загорелся, вспыхнул, пробежал По селу весёленький слушок. Любопытство, видно, не порок — Потому судили у колодца, Что недавно грустный паренёк Что-то больно часто уж смеётся. Кривотолками хоть воз грузи, Приговор такой, что любо слушать: — Нам, мол, что? Кривая, вывози Прямо к свадьбе нашего Ванюшу. Поэтические образы поэмы, так же, как и в стихотворениях, конкретны, зри мы, точны. В целом Н. Перевалову удалось во спеть в своём произведении радость творческого труда советского учителя,- показать ту огромную любовь и всена родную заботу, какой окружены в на шей стране учителя — воспитатели бу дущих деятелей коммунистической эпохи. Однако не всё одинаково удачно в поэме молодого автора. Мы уже указали, что излишняя сдер жанность в показе личной жизни герои ни поэмы несколько обедняет её образ. Больше хотелось бы видеть её в непо средственной воспитательной работе с детьми. Слабую сторону поэмы можно усмот реть также в её ослабленной сюжетно сти. Отдельные главки поэмы связаны между собой почти только местом дей ствия и общностью персонажей и легко распадаются на самостоятельные зари совки. Наконец, хочется сделать ещё одно замечание. Поэма «В сельской школе» страдает некоторой односторонностью в изображении жизни. Автор совершенно не показывает, как идёт борьба со ста рым, отмирающим, всем, что тормозит наше движение. А эта постоянная борь ба нового со старым и составляет сущ ность нашего движения вперёд. Кое-где в поэме встречаются неудач ные выражения или стилистические не точности (например: «Яркий лозунг — т р и ж д ы « у ч и т ь с я » призывает их горячо»... стр. 18; «Одно — в е з д е и в с ю д у с п л о шь . . . » стр. 36 и др.). Но они не портят в целом впечатления о выразительном и чистом языке произ ведений Н. Перевалова. Первая книга стихов Н. Перевалова, безусловно, свидетельствует об одарён ности автора, об его умении видеть жизнь и найти свежий образ, заставить как-то по-новому зазвучать всем при мелькавшиеся слова и выражения. Но молодого автора следует предостеречь от проявляющейся в некоторых его сти хах идилличности, не свойственной во инственному духу советской поэзии. От сутствие динамичности, драматических ситуаций в некоторых главах поэмы и стихотворениях только снижает силу их выразительности. Лучшие главы поэмы «В сельской школе» и наиболее удачные из стихотво рений свидетельствуют о том, что моло дой поэт преодолеет эти недостатки. Н. Перевалову следует активнее расши рять и-разнообразить свою тематику, бо лее действенно вторгаться в жизнь, искать более яркие формы изображения всего многообразия нашей действитель ности, — и это должно явиться основой дальнейшего роста молодого поэта. Вл. м и л ь к о в .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2