Сибирские огни, 1952, № 4

вершённости. В такой лирической поэме следовало бы отвести значительно боль­ ше места истории этой любви. Тогда рассказ о росте молодой учительницы был бы дополнен более глубоким рас­ крытием всего внутреннего облика глав­ ной героини. В поэме Н. Перевалова хорошо напи­ саны многие картинки из повседневного быта современной колхозной деревни. С искренней любовью и хорошим знанием дела рисует поэт, в прошлом сам учи­ тель, жизнь сельской школы. Выразительны и красочны в поэме картины сибирской природы всех вре­ мён года. Каждой пейзажной зарисовкой автор стремится подчеркнуть те измене­ ния, которые вносит человек в окру­ жающий быт и природу. Пейзажи в этой поэме во многом и создают тот лириче­ ский подтекст, который усиливает впе­ чатление счастливой жизни нашей кол­ хозной деревни. Говоря о других изобразительных средствах поэмы, отметим разнообразие её ритмики. Поэт стремится в соответ­ ствии с содержанием менять ритмиче­ ский рисунок стиха. Стих то течёт плавно и легко, как, например, в первой главке, то становится энергичным, сти­ хотворные строки короткими, как в главке «На подъёме», где сама ритмика передаёт стремительность движения ав­ томобиля, то вдруг начинают главен­ ствовать в стихе разговорные интона­ ции. Усиливает выразительность языка по­ эмы умелое включение в стих извест­ ных в народе метких выражений, посло­ виц и поговорок. Вот для примера от­ рывок из поэмы: Но жива она, не позабылась Поговорка про мешок да шило: Будто зайчик солнечный, дрожа, Загорелся, вспыхнул, пробежал По селу весёленький слушок. Любопытство, видно, не порок — Потому судили у колодца, Что недавно грустный паренёк Что-то больно часто уж смеётся. Кривотолками хоть воз грузи, Приговор такой, что любо слушать: — Нам, мол, что? Кривая, вывози Прямо к свадьбе нашего Ванюшу. Поэтические образы поэмы, так же, как и в стихотворениях, конкретны, зри­ мы, точны. В целом Н. Перевалову удалось во­ спеть в своём произведении радость творческого труда советского учителя,- показать ту огромную любовь и всена­ родную заботу, какой окружены в на­ шей стране учителя — воспитатели бу­ дущих деятелей коммунистической эпохи. Однако не всё одинаково удачно в поэме молодого автора. Мы уже указали, что излишняя сдер­ жанность в показе личной жизни герои­ ни поэмы несколько обедняет её образ. Больше хотелось бы видеть её в непо­ средственной воспитательной работе с детьми. Слабую сторону поэмы можно усмот­ реть также в её ослабленной сюжетно­ сти. Отдельные главки поэмы связаны между собой почти только местом дей­ ствия и общностью персонажей и легко распадаются на самостоятельные зари­ совки. Наконец, хочется сделать ещё одно замечание. Поэма «В сельской школе» страдает некоторой односторонностью в изображении жизни. Автор совершенно не показывает, как идёт борьба со ста­ рым, отмирающим, всем, что тормозит наше движение. А эта постоянная борь­ ба нового со старым и составляет сущ­ ность нашего движения вперёд. Кое-где в поэме встречаются неудач­ ные выражения или стилистические не­ точности (например: «Яркий лозунг — т р и ж д ы « у ч и т ь с я » призывает их горячо»... стр. 18; «Одно — в е з д е и в с ю д у с п л о шь . . . » стр. 36 и др.). Но они не портят в целом впечатления о выразительном и чистом языке произ­ ведений Н. Перевалова. Первая книга стихов Н. Перевалова, безусловно, свидетельствует об одарён­ ности автора, об его умении видеть жизнь и найти свежий образ, заставить как-то по-новому зазвучать всем при­ мелькавшиеся слова и выражения. Но молодого автора следует предостеречь от проявляющейся в некоторых его сти­ хах идилличности, не свойственной во­ инственному духу советской поэзии. От­ сутствие динамичности, драматических ситуаций в некоторых главах поэмы и стихотворениях только снижает силу их выразительности. Лучшие главы поэмы «В сельской школе» и наиболее удачные из стихотво­ рений свидетельствуют о том, что моло­ дой поэт преодолеет эти недостатки. Н. Перевалову следует активнее расши­ рять и-разнообразить свою тематику, бо­ лее действенно вторгаться в жизнь, искать более яркие формы изображения всего многообразия нашей действитель­ ности, — и это должно явиться основой дальнейшего роста молодого поэта. Вл. м и л ь к о в .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2