Сибирские огни, 1952, № 4
Улыбнулся он: — Не спит!.. Подрастают люди —чудо! Стариков не подведут Дети. Зависти достойны! Дальше нас они пойдут. Далее следуют строки, в которых раскрываются думы Фомича о красоте и величье любой честной работы. Фо мич по-настоящему гордится своей скромной должностью: он бережёт по чкой тех, кто трудился целый день. Это му простому человеку свойственно глу бокое ощущение единства усилий всего трудового коллектива, строящего комму нистическое общество. Первые главки поэмы уже обнаружи вают манеру автора — его стремление /раскрыть образ человека изнутри, по казать его сокровенные думы и са мые дорогие чувства. О стороже Фо миче поэт сказал немного: он толь ко приоткрыл перед нами его думы, показал, как тонко чувствует этот чело век раздолье сибирской природы, — и мы уже узнали в нём человека хорошей души. Подобным образом нарисовано боль шинство второстепенных персонажей поэмы, многие из них появляются перед нами всего один-два раза, но оставляют о себе довольно ощутимое представле ние. Образ Риммы Хрусталёвой автор рас крывает на протяжении всей поэмы. Мы видим её на первом уроке. Молодая учительница охвачена глубоким волне нием. Не меньше взволнованы и её уче ники, — они ведь тоже первый раз пе реступили школьный порог. В главке «Первый урок» есть запоминающаяся сцена. Освоившиеся с новой обстанов кой первоклассники начинают сразу обо всём на свете расспрашивать свою учи тельницу... — А в Москве вы были? — И странно В ту минуту каждый притих... — Да, была,—улыбнулась Римма: — — В позапрошлом году. И вдруг Ребятишки заволновались, !Сто вопросов —наперебой: — Сталин там? — Вы его видали? — Он в шинели? — А сам какой — Как у нас на этом портрете?.. В воспоминаниях молодой учительни ц ы сразу оживает Красная площадь, ра зодетая в знамённый шёлк, свежий ве тер в лица радостных людей... И она (начинает свой рассказ о советской сто лице и любимом вожде. Так ведётся в нашей Отчизне, Что и дети, в школу придя, Первый шаг свой делая в жизни, Называют имя Вождя. С самого начала своей самостоятель ной работы молодая учительница ■встречает много трудностей. На один из уроков приходит директор школы Нико лай Иванович, а урок как на зло ока зался неудачным... Появляется минут- 11. «Сибирские огни» № 4. ное сомнение: может быть, она ошиб лась, выбирая свою дорогу? Хорошо написанная главка «Сон» раскрывает одну из существенных черт героини — её упорство в достижении цели, её верность комсомольскому дол гу. Мысли молодой учительницы о дол ге переплетаются с думами о героях- краснодонцах. Охваченная этими дума ми, усталая девушка роняет голову на книги и засыпает... Перед ней встают комсомольцы Краснодона, московская школьница Зоя. Дочка, ну, а ты бы так смогла?.. Отвечай мне, девочка, не бойся,— спрашивает Римму односельчанка бабуш ка Федосья, мать прославленного гене рала. Новые усилия в работе, упорство в преодолении трудностей явились отве том Риммы Алексеевны на этот требова тельный вопрос. На помощь ещё не опытной учительнице пришли старые педагоги Николай Иванович и его жена. И. Перевалов рисует также и общест венную работу молодой учительницы на селе] Мы видим Римму делающей док лад в колхозе, помогающей выпускать стенгазету, на родительском собрании, дома у родителей своих учеников. А ве черами попрежнему долго не гаснет свет в её окне, допоздна засиживается она, изучая ленинский том. Таков закон на шей советской жизни: И учи, и сама учись: ©сё быстрей и быстрей йперёд. Так уносится наша .жизнь, Что на миг один задержись — И отстанешь на целый год! Вторая часть поэмы открывается жи во и реалистически написанной главкой «Бригадир». В ней автору, бесспорно, удалась картина деревенской гулянки, в которой много звонкого смеха, молодо го задора- и добродушного юмора. Рисуя образ колхозного бригадира Ивана Бородина, автор вводит и новую тему в своей поэме — тему любви. Бес спорно, плодотворной является мысль по эта о том, что настоящая любовь подни мает творческую активность человека, способствует его духовному росту. Имен но таким* оказалось сильное чувство любви Ивана Бородина к Римме Хру сталёвой, оно-то и заставило бригадира сесть за учебники, чтобы наверстать упущенное... Но, к сожалению, эта новая сюжет ная линия оказалась слабо развитой. Иван Бородин вскоре уехал учиться. Автор разлучил своих героев и лишил себя возможности показать, как в люб ви раскрываются лучшие качества че ловека. Чувства Риммы к Ивану Боро дину, о которых говорится вскользь, не нашли даже отражения в её дневниках. Это порождает ощущение какой-то неза:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2