Сибирские огни, 1952, № 4

Улыбнулся он: — Не спит!.. Подрастают люди —чудо! Стариков не подведут Дети. Зависти достойны! Дальше нас они пойдут. Далее следуют строки, в которых раскрываются думы Фомича о красоте и величье любой честной работы. Фо­ мич по-настоящему гордится своей скромной должностью: он бережёт по­ чкой тех, кто трудился целый день. Это­ му простому человеку свойственно глу­ бокое ощущение единства усилий всего трудового коллектива, строящего комму­ нистическое общество. Первые главки поэмы уже обнаружи­ вают манеру автора — его стремление /раскрыть образ человека изнутри, по­ казать его сокровенные думы и са­ мые дорогие чувства. О стороже Фо­ миче поэт сказал немного: он толь­ ко приоткрыл перед нами его думы, показал, как тонко чувствует этот чело­ век раздолье сибирской природы, — и мы уже узнали в нём человека хорошей души. Подобным образом нарисовано боль­ шинство второстепенных персонажей поэмы, многие из них появляются перед нами всего один-два раза, но оставляют о себе довольно ощутимое представле­ ние. Образ Риммы Хрусталёвой автор рас­ крывает на протяжении всей поэмы. Мы видим её на первом уроке. Молодая учительница охвачена глубоким волне­ нием. Не меньше взволнованы и её уче­ ники, — они ведь тоже первый раз пе­ реступили школьный порог. В главке «Первый урок» есть запоминающаяся сцена. Освоившиеся с новой обстанов­ кой первоклассники начинают сразу обо всём на свете расспрашивать свою учи­ тельницу... — А в Москве вы были? — И странно В ту минуту каждый притих... — Да, была,—улыбнулась Римма: — — В позапрошлом году. И вдруг Ребятишки заволновались, !Сто вопросов —наперебой: — Сталин там? — Вы его видали? — Он в шинели? — А сам какой — Как у нас на этом портрете?.. В воспоминаниях молодой учительни­ ц ы сразу оживает Красная площадь, ра­ зодетая в знамённый шёлк, свежий ве­ тер в лица радостных людей... И она (начинает свой рассказ о советской сто­ лице и любимом вожде. Так ведётся в нашей Отчизне, Что и дети, в школу придя, Первый шаг свой делая в жизни, Называют имя Вождя. С самого начала своей самостоятель­ ной работы молодая учительница ■встречает много трудностей. На один из уроков приходит директор школы Нико­ лай Иванович, а урок как на зло ока­ зался неудачным... Появляется минут- 11. «Сибирские огни» № 4. ное сомнение: может быть, она ошиб­ лась, выбирая свою дорогу? Хорошо написанная главка «Сон» раскрывает одну из существенных черт героини — её упорство в достижении цели, её верность комсомольскому дол­ гу. Мысли молодой учительницы о дол­ ге переплетаются с думами о героях- краснодонцах. Охваченная этими дума­ ми, усталая девушка роняет голову на книги и засыпает... Перед ней встают комсомольцы Краснодона, московская школьница Зоя. Дочка, ну, а ты бы так смогла?.. Отвечай мне, девочка, не бойся,— спрашивает Римму односельчанка бабуш­ ка Федосья, мать прославленного гене­ рала. Новые усилия в работе, упорство в преодолении трудностей явились отве­ том Риммы Алексеевны на этот требова­ тельный вопрос. На помощь ещё не­ опытной учительнице пришли старые педагоги Николай Иванович и его жена. И. Перевалов рисует также и общест­ венную работу молодой учительницы на селе] Мы видим Римму делающей док­ лад в колхозе, помогающей выпускать стенгазету, на родительском собрании, дома у родителей своих учеников. А ве­ черами попрежнему долго не гаснет свет в её окне, допоздна засиживается она, изучая ленинский том. Таков закон на­ шей советской жизни: И учи, и сама учись: ©сё быстрей и быстрей йперёд. Так уносится наша .жизнь, Что на миг один задержись — И отстанешь на целый год! Вторая часть поэмы открывается жи­ во и реалистически написанной главкой «Бригадир». В ней автору, бесспорно, удалась картина деревенской гулянки, в которой много звонкого смеха, молодо­ го задора- и добродушного юмора. Рисуя образ колхозного бригадира Ивана Бородина, автор вводит и новую тему в своей поэме — тему любви. Бес­ спорно, плодотворной является мысль по­ эта о том, что настоящая любовь подни­ мает творческую активность человека, способствует его духовному росту. Имен­ но таким* оказалось сильное чувство любви Ивана Бородина к Римме Хру­ сталёвой, оно-то и заставило бригадира сесть за учебники, чтобы наверстать упущенное... Но, к сожалению, эта новая сюжет­ ная линия оказалась слабо развитой. Иван Бородин вскоре уехал учиться. Автор разлучил своих героев и лишил себя возможности показать, как в люб­ ви раскрываются лучшие качества че­ ловека. Чувства Риммы к Ивану Боро­ дину, о которых говорится вскользь, не нашли даже отражения в её дневниках. Это порождает ощущение какой-то неза:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2