Сибирские огни, 1952, № 4
рые отмечены в Московском Кремле, на карте вождя. Герой стихотворения рядо вой солдат многомиллионной сталинской армии созидателей коммунизма. И свой ственное ему ощущение единства своего маленького дела с делами всей страны, чувство личной ответственности перед вождём, ведущим народ к коммуниз му, — эти патриотические качества Н. Перевалов сумел показать и в дру гих героях своих стихотворений. Кол хозный бригадир, любуясь полновесным колосом на своём участке, думает: Что вбт он, к коммунизму светлый путь. Идёт и здесь, через его участок. («Б р и г а д и р » ) , Теми же помыслами живут колхозные мичуринцы («Баллада о садовнике»), ко торые верят, что песня о трудовых под вигах советских людей, преобразующих нашу страну.в прекрасный сад, долетит .до вождя: Так песня победы примчится в Москву, До Сталина, может, дойдёт. И, может, он сам, дорогие друзья, Любя созидающий труд, Ириедет когда-нибудь в этн края, Как первый и лучший наш друг. В этой балладе автор говорит о том, ■что нет предела творческим дерзаниям советских людей, их мирной созидатель ной деятельности. Не узколобое деляче ство свойственно нашим людям. Они представляют собой совершенно новый тип людей-новаторов, которые делают жизнь и землю радостной, благоухаю щей и цветущей. Человек в нашей стра не стал властелином природы, и он сам наводит на этой земле красоту, оборуду ет планету, как говорил В. Маяковский, для веселья и счастья людей. Старый садовник, вырастивший сказочный сад на Лысой горе, где и трава не росла, объят новой мечтой: — Нам атом бы в руки — в нём столько тепла! Да так отпугнуть бы зиму, Чтоб старая к Полюсу чуть прибрела. Но даже и там уголка не нашла И скрылась в весеннем дыму! Герои Н. Перевалова верят, что со всем недалёк тот день, когда советский человек будет вносить свои поправки в календарь природы и не ждать прихода весны, а создавать её! Тематически произведения Н. Перева лова объединены жизнью сегодняшнего сибирского села. Герои молодого поэта — труженики советской деревни — хле боробы, садоводы-мичуринцы, сельская интеллигенция. И только несколько сти хотворений посвящено труду изыскате лей, прокладывающих пути в таёжную глухомань. Надо сказать, что автор хо рошо знает то, о чём он пишет. Умеет рассказать о виденном просто, правдиво и взволнованно. Поэт не прибегает в своих стихах к оригинальничанью и до мыслам, рассчитанным на то, чтобы по разить впечатление читателя искусствен ным, вычурным образом. Н. Перевалову действительно удаётся в значительной мере следовать декларируемому им принципу: в его стихах много естествен ной теплоты и весеннего света. Отличительную особенность произве дений Н. Перевалова составляет обилие пейзажных зарисовок. Во всех двенад цати стихотворениях и в поэме, вошед ших в сборник, мы имеем довольно раз вёрнутые пейзажные зарисовки, посред ством которых и передаётся главным об разом жизнерадостное восприятие авто ром окружающей действительности. Так, целиком на пейзажных зарисов ках развёрнуты стихотворения «Брига дир», «Родина», «Первый снег» и др. Поэт стремится сделать пейзаж кон структивной частью стихотворения: он показывает, как меняется облик сибир ского края, как советские люди преобра зуют природу. Однако многие стихи Н. Перевалова внушают опасения за мо лодого поэта. В ряде стихотворений пей заж почти вытесняет человека. Это осо бенно относится к трём упомянутым вы ше стихотворениям. Поэма «В сельской школе» по своему объёму занимает солидное место в сбор нике Н. Перевалова. Это произведение посвящено скромному и благородному труду молодой учительницы. Поэма со стоит из двух частей, каждая из которых, в свою очередь, разбита на небольшие главки. В первой главке, названной «Доро га», читатель знакомится с героиней по эмы — Риммой Хрусталёвой, едущей в колхозное село Краснодол, куда ей дано назначение приказом районо в первый класс начальной школы. Уже первые строки поэмы создают у читателя ту оп тимистическую настроенность, которая не покидает его до последних, заключитель ных строк произведения. Мир сияет все ми цветами радуги, с криком проносят ся стрижи, по столбовой дороге, «чудес ною межой между солнцем и грозой», едет из райцентра в Краснодол семнад цатилетняя девушка. Своей внутренней лирической на строенностью эта главка как будто на мечает тему всей поэмы •— о светлом пу ти, о радости творчества советского учи теля. Следующие главы рисуют сильное волнение Риммы перед первым в её жизни уроком. До поздней ночи не гас нет свет в её окне. Колхозный сторож Фомич смотрит на этот огонёк. Долго смотрит старина На далёкое окошко, И от этого окна Фомичу теплей немножко. Словно трепетная нить К сердцу тянется оттуда.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2