Сибирские огни, 1952, № 4

«уголков» и «любовь» или «вьюг» — «краю», то позволяет себе такой про­ заизм, как «И радостно сердцу от этого вида!». Неудачные в фонетическом от­ ношении словосочетания, вроде: «И ви­ дя день...» или «чтобы быстрее», тяже­ ловесные фразы, вроде «чабаном те­ перь стал знатным» и даже неверные ударения: «К пассажирскому льнёт бор­ ту» (вместо — борту) — нередко встре­ чаются в стихах К. Лисовского. Упрёк в такого рода промахах в равной степени относится и к автору и к редактору. Казимир Лисовский — одарённый поэт. Его новая книга «Огни Севера» — свидетельство его несомненного творче­ ского роста, расширения его кругозора. Но она же и заявка на нечто большее, что, безусловно, лежит в возможностях поэта. Е. СТЮАРТ. Первая книга молодого поэта Среди произведений, вошедших в пер­ вую книгу стихов молодого поэта Нико­ лая .Перевалова1, есть интересное по своей идее стихотворение «Девочка». Поэт рассказывает о том, как девочка нашла в дорожной пыли осколок синего стекла и с любопытством поднесла его к своим глазам. Мир предстал перед ней совершенно иным: Оделись сразу синей тенью И ближний сад, и дальний’ лес. Поля, ромашки у дороги, И новый дом, и в щепках двор... Иньгм всё стало почему-то И узнаваемым едва. .Постой вот так ещё минуту — И закружится голова. Но девочка убрала от глаз синее стекло. Тихонько руку опустила — И вдруг зазкмурилась она, Как будто сразу ослепила Её нарядная весна. Земля цветёт. И солнце радо Отдать ей свой запас тепла. Смешная девочка, не надо, Не надо синего стекла! Так заканчивается эта обыкновенная история, с каждым из нас случавшаяся в детстве. Вывод, собственно говоря, сформули­ рован уже в двух последних строчках, процитированных выше. Но мысль авто­ ра шире, глубже и значительнее описан­ ного в стихотворении случая. В заклю­ чительных строках стихотворения поэт говорит, обращаясь к девочке: Тот мир, что строим неустанно, Где ты, весёлая, растёшь, Для глаз не требует обмана: Он так Невиданно хорош! 1 Н. П е р е в а л о в . «Светлые дали». Но- восибгиз, 1951 г. Редактор Б. Рясенцев. Эти строки звучат уже и своеобраз­ ной творческой декларацией поэта, при­ дают всему стихотворению в какой-то мере программный характер. Поэт счи­ тает своим важнейшим творческим прин­ ципом писать правду, смотреть жадны­ ми и широко открытыми глазами на наш светлый и солнечный мир. Поэт глубоко прав, когда утверждает, что со­ ветская действительность не нуждается в каком бы то ни было «приукрашива­ нии», — она сама по себе даёт богатей­ ший материал для художника социали­ стического реализма. В какой же мере Н. Перевалову уда­ лось практически следовать собственной творческой декларации? Уже само название сборника «Свет­ лые дали» подчёркивает стремление ав­ тора показать светлый и радостный мир сегодняшней советской жизни, с высот которой видны широкие горизонты ком­ мунистического будущего. Этой цели Н. Перевалов стремится подчинить все произведения сборника — и поэму «В: сельской школе» и стихотворения. Центральными по идейной направлен­ ности в сборнике являются стихотворе­ ния «По великому плану», «Светлые дали», «В тайге» и ряд других. В первом из названных стихотворе­ ний рассказывается о том, как по зной­ ной степи, где гуляют суховеи, идёт че­ ловек, сверяя по карте свой путь. Он —творец, вдохновенный поэт, Этот юноша лет двадцати. Потому что за ним на поля, Не видавшие тени живой, Шумным строем шагнут тополя И склонятся весёлой листвой Над тоскующей чёрной землёй. Там, где появляются такие люди — облегчённо вздыхает земля и впервые за тысячи лет всходят настоящие уро­ жаи. Путь героя стихотворения Н. Перева­ лова — это один из многих путей, кото­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2