Сибирские огни, 1952, № 4
«уголков» и «любовь» или «вьюг» — «краю», то позволяет себе такой про заизм, как «И радостно сердцу от этого вида!». Неудачные в фонетическом от ношении словосочетания, вроде: «И ви дя день...» или «чтобы быстрее», тяже ловесные фразы, вроде «чабаном те перь стал знатным» и даже неверные ударения: «К пассажирскому льнёт бор ту» (вместо — борту) — нередко встре чаются в стихах К. Лисовского. Упрёк в такого рода промахах в равной степени относится и к автору и к редактору. Казимир Лисовский — одарённый поэт. Его новая книга «Огни Севера» — свидетельство его несомненного творче ского роста, расширения его кругозора. Но она же и заявка на нечто большее, что, безусловно, лежит в возможностях поэта. Е. СТЮАРТ. Первая книга молодого поэта Среди произведений, вошедших в пер вую книгу стихов молодого поэта Нико лая .Перевалова1, есть интересное по своей идее стихотворение «Девочка». Поэт рассказывает о том, как девочка нашла в дорожной пыли осколок синего стекла и с любопытством поднесла его к своим глазам. Мир предстал перед ней совершенно иным: Оделись сразу синей тенью И ближний сад, и дальний’ лес. Поля, ромашки у дороги, И новый дом, и в щепках двор... Иньгм всё стало почему-то И узнаваемым едва. .Постой вот так ещё минуту — И закружится голова. Но девочка убрала от глаз синее стекло. Тихонько руку опустила — И вдруг зазкмурилась она, Как будто сразу ослепила Её нарядная весна. Земля цветёт. И солнце радо Отдать ей свой запас тепла. Смешная девочка, не надо, Не надо синего стекла! Так заканчивается эта обыкновенная история, с каждым из нас случавшаяся в детстве. Вывод, собственно говоря, сформули рован уже в двух последних строчках, процитированных выше. Но мысль авто ра шире, глубже и значительнее описан ного в стихотворении случая. В заклю чительных строках стихотворения поэт говорит, обращаясь к девочке: Тот мир, что строим неустанно, Где ты, весёлая, растёшь, Для глаз не требует обмана: Он так Невиданно хорош! 1 Н. П е р е в а л о в . «Светлые дали». Но- восибгиз, 1951 г. Редактор Б. Рясенцев. Эти строки звучат уже и своеобраз ной творческой декларацией поэта, при дают всему стихотворению в какой-то мере программный характер. Поэт счи тает своим важнейшим творческим прин ципом писать правду, смотреть жадны ми и широко открытыми глазами на наш светлый и солнечный мир. Поэт глубоко прав, когда утверждает, что со ветская действительность не нуждается в каком бы то ни было «приукрашива нии», — она сама по себе даёт богатей ший материал для художника социали стического реализма. В какой же мере Н. Перевалову уда лось практически следовать собственной творческой декларации? Уже само название сборника «Свет лые дали» подчёркивает стремление ав тора показать светлый и радостный мир сегодняшней советской жизни, с высот которой видны широкие горизонты ком мунистического будущего. Этой цели Н. Перевалов стремится подчинить все произведения сборника — и поэму «В: сельской школе» и стихотворения. Центральными по идейной направлен ности в сборнике являются стихотворе ния «По великому плану», «Светлые дали», «В тайге» и ряд других. В первом из названных стихотворе ний рассказывается о том, как по зной ной степи, где гуляют суховеи, идёт че ловек, сверяя по карте свой путь. Он —творец, вдохновенный поэт, Этот юноша лет двадцати. Потому что за ним на поля, Не видавшие тени живой, Шумным строем шагнут тополя И склонятся весёлой листвой Над тоскующей чёрной землёй. Там, где появляются такие люди — облегчённо вздыхает земля и впервые за тысячи лет всходят настоящие уро жаи. Путь героя стихотворения Н. Перева лова — это один из многих путей, кото
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2