Сибирские огни, 1952, № 4
Кр и тик а и б и б „Огни Севера *6 Тема Заполярья занимает большое ме сто в творчестве Казимира Лисовского. Определяется это не только его симпа тиями к этому краю нашей Родины, но всё более глубоким знакомством с Севе ром, где неоднократно бывал поэт. Если в первые стихи К. Лисовского Север нередко входил лишь своими ме телями,. играми песцов на тундровом снегу да отблеском северного сияния, то в последних произведениях вместе с пейзажем, всегда поэтически точным, возникают черты того нового, что соз даётся в Заполярье советскими людьми, преобразующими его природу и жизнь. В новом сборнике «Огни Севера»1 три раздела. В первом — «Солнце над Курейкой» сосредоточены стихи, посвя щённые, в основном, пребыванию в туру- ханской ссылке вождя народов — товарища Сталина в 1914— 1915— 16 гг. «Это была самая тяжёлая поли тическая ссылка, какая, только могла быть в глухой сибирской дали», но «от резанный от всего мира, оторванный от Ленина и партийных центров, Сталин занимает ленинскую интернационалист скую позицию по вопросам войны, мира и революции...» (Краткая биография И. В. Сталина, стр. 55 и 56). О свете, который доходил до людских сердец сквозь тьму полярной ночи из окна избушки затерянного в снегах ры бацкого станка Курейка, о свете, кото рый из тяжёлой ссылки нёс человече ству товарищ Сталин, написаны стихи этого раздела. Во втором наиболее объёмном разде ле «Севернее 66-й параллели» сосредо точены стихи о Севере, где трудом лю дей открываются и создаются всё новые богатства, наносятся на карту новорож дённые города, в суровой тундре выра щивается ветвистая пшеница и где голос московского диктора звучит в не нецком жилище. Естественным, логическим завершени ем книги является третий её раздел — 1 К а з и м и р Л и с о в с к и й «Огни Севера». Новосиб. гос. обл. изд. 1951 г. «Есть на свете Москва!», — куда вошли стихи о столице нашей Родины и о ве ликом вожде, давшем счастье всем на родам Советского Союза. Тема, которую разрабатывает К. Ли совский, очень важна, необходима и та ит в себе неисчерпаемые возможности, пока ещё далеко не полно использован ные поэтом. Правда, внешняя декора- вивность в стихах уступила место описа нию признаков нашего времени, того нового, что всё более властно входит в- жизнь народов Севера, а просто любо вание заменилось радостным удивлени ем поэта по поводу процессов, совер шающихся перед его глазами. Но если в стихах уже присутствуют факты, те чер ты жизни, которые свидетельствуют о совершающихся в ней изменениях, то- поэту ещё необходимо понять, изучить и глубже проникнуть в существо этих процессов и показать в своих стихах также и психологию людей, которые вместе с жизнью растут и меняются сами. Отдельные попытки в этом смысле К. Лисовский уже осуществил в таких стихах, как «Капитан Лобастов», «Бал лада о радисте» и «Рыбак Обода», но таких стихов ещё мало, они не опреде ляют лица всего сборника и именно в этом направлении и предстоит поэту сделать следующий шаг. В первом разделе самое большое ме-. сто занимает поэма «Солнце над Ку рейкой». Не совсем понятно, почему это большое стихотворение автор назвал поэмой, но, оставляя в стороне вопрос о жанре, хочется сказать, что в этом произведении К. Лисовского, хорошо за думанном и в ряде мест очень непло хо выполненном, сказались и те недо статки его творчества, которые в отдель ных стихах сборника ему уже удалось преодолеть. Они заключаются в непол ном, несколько схематичном показе че ловека и в неуменьи (или нежеланьи) экономить словесный материал. Стихи эти, в которых немало сильных, запоми нающихся мест, чрезмерно растянуты в той части, где поэт пытается через пря-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2