Сибирские огни, 1952, № 4
«обезьяньей» работы мы трое занимали первое место: мы были самые молодые, вёрткие, лёгкие и имели достаточно крепкие руки, чтобы управлять собой даже и в висячем положении. Всякий другой подвергался бы на нашем месте большему риску. Выполняя приказ капитана, я оста вался на своём месте. Сверху я видел и угадывал всякую хитрость волн и мне хотелось своевременно предупредить об опасности тех, которые, не обращая внимания на бурю, упорно боролись за жизнь судна. При каждом приближении волны я кричал во весь голос: «полундра!» — хотя ясно сознавал, что меня никто не услышит и мои старания напрасны. Вдруг огромная волна перекатилась через бак и что-то похожее на тёмный клубок унесла с собой за борт... Меня словно иголкой кольнуло в сердце. Я заметил тревогу на палубе: четвёртый помощник исчез —- его схватила волна и увлекла с собою... Печальная весть мгновенно облетела всех. У меня сжа лось всё в груди, я перестал ощущать качку, не чувствовал ветра, не слышал рёва воды и в то же время не верил случившемуся — мне казалось, что всё происходит во сне, от которого я хочу и не могу очнуться! Все жадно вглядывались в исковер канную поверхность моря, но там ниче го не было видно. Капитан смотрел на корму ■— должно быть там тоже прои зошло что-то. Потом он повернулся и жестом приказал продолжать работу. Моряки с ещё большей яростью и оз лоблением бросились на борьбу с ура ганом. Буксирный трос продели через клюзы и потащили обратно. Направив его через свою мачту, я быстро спу стился на палубу и тут же, лицом к ли цу, встретился с Черновым — четвёр тым помощником капитана, которого только что похоронила волна! Я не по верил своим глазам. Оказалось, что его смыло за борт на баке, а на корме сно ва забросило на палубу. Этот небыва лый, удивительный, счастливый случай впоследствии стал известен всем моря кам Дальневосточного пароходства. — Ты жив? — спросил я радостно,— Как ты снова оказался здесь?! — Мандатную комиссию на том свете не прошёл — грешен, видно, — чуть улыбаясь, ответил он. Мы вместе с ним пошли помогать морякам. Вечером, когда стало темнеть, работа была закончена. Намёрзшиеся и усталые, люди собрались в столовую, где кок обрадовал всех горячим кофе — он был отпущен на два часа раньше дру гих. Покушав колбасы и напившись кофе, моряки стали приставать к Чернову, чтобы он рассказал, как живут в раю. Капитан приказал всем надеть спаса тельные резиновые костюмы и не ло житься спать, а быть начеку на случай возможной катастрофы. Коротать время без сна в каютах бы ло скучно. Все сошлись в красном угол ке, беседовали, рассказывали смешные истории, но играть в домино, которым обычно увлекаются моряки в плаванье, было невозможно. — Хорошо бы стол клеем смазать, — предложил боцман, — костяшки домино будут прилипать — и порядок! —■ А к шахматным фигурам снизу иголки приделать! Доску к столу при бить, а фигуры к доске прикалывать!... — зафантизировал кто-то. Предложения эти все присутствующие поддержали общим смехом. В красном уголке, как всегда, было оживлённо и весело, словно ничего особенного не произошло. Вскоре пришёл капитан справиться о нашем самочувствии. — Ну, как — живы-здоровы? — спро сил он. — Живы! — отозвалось сразу не сколько голосов, и вслед за этим на Анистратенко посыпались вопросы: — Почему американцы не идут нам на помощь? Пусть мы отказались от спасения судна, но людей-то они долж ны спасать1 На это существует между народный закон. Даже если бы ‘мы с ни ми воевали, и то гражданских моряков они должны спасать. А ведь они вроде наши союзники... Капитан чуть иронически улыбнулся и ответил: — Вот американцы и не будут нас спасать, потому что существует между народный закон о бесплатном спасении людей. Они ведь ничего бесплатно не делают и никаких законов не придержи ваются. Для них существует один за кон — закон доллара. Наступила вторая ночь. Уставшие мо ряки попрежнему строго соблюдали ча сы своей вахты. На руле стоять было невыразимо трудно, так как от каждого поворота судна хотя бы на один градус зависела жизнь и парохода и команды. Уставали глаза, утомлялись мышцы ' от напряжения, приходилось заблаговре менно разгадывать каким-то особым чутьём, куда может рвануться судно от той или другой волны. К трём часам ночи стрелка барометра пошла вверх, вахтенные с надеждой следили за её движением. Вскоре стало ощутимо, что качка уменьшается. Капи тан вторые сутки не выходил из руле вой и не переставал раскуривать свою трубку. Он, почти не отрываясь, следил за положением толстого стального бук сирного троса, протянутого через мачты: на этот трос были возложены все на дежды... Перед утром показались звёзды, небо прояснивалось, стрелка барометра под нялась высоко. Ветер и шторм снизи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2