Сибирские огни, 1952, № 4

— До льда расстояние больше, чем до скал Алеутских островов. Здесь мы выиграем во времени и сможем обо­ гнуть тайфун, в крайнем случав хотя бы его центр, и вернуться на свой курс... — Право на борт! — раздалась коман­ да в рулевой. — Есть право на борт! — быстро и чётко ответил матрос, стоявший на руле. Судно медленно, рывками, начало сда­ вать вправо. Волны, как бы разгадав наш замысел, стали ещё сильнее обру­ шиваться на пароход и ударять о фор­ штевень. Они толкали его на прежний курс, заставляли зарываться в воду, при­ кладывали все усилия, чтобы остановить нас и отдать во власть надвигающемуся тайфуну... — Так держать... — Есть так держать! — И рулевой бы­ стро закрутил штурвал влево... В этот же вечер помполит собрал всю команду в красном уголке и коротко со­ общил о положении. — Товарищи! — начал он. — Скры­ вать нечего — обстановка серьёзная. Радиограмма сообщает, что идёт ураган. Капитан делает попытку уклониться от него, выйти из этого критического поло­ жения. Мы движемся на север, а сей­ час зима, и быть может утром мы по­ дойдём к кромке льда — он близко... Но на юге нас встретят скалы — до них ещё ближе, а старые моряки знают их «гостеприимство»... Тайфун захватил нас в узком месте, быть может, от не­ го не удастся уйти, и тогда нам придёт­ ся крепко побороться со стихией. Но мы с ней боролись уже не раз и ещё будем бороться — на то мы и моряки, нам не привыкать! А вот с пароходом дело обстоит неважно... Пароход был американской построй­ ки, типа «Либерти». Водоизмещением в четырнадцать тысяч тонн, он имел более чем сто пятьдесят метров в дли­ ну, около тридцати метров в ширину и более двадцати метров в вышину, не считая надстройки. Он мог взять десять тысяч тонн чистого груза и был этим очень ..выгоден, но в его конструкции имелся серьёзный недостаток: слабое продольное крепление. Его роль выпол­ няла верхняя и твиндечная палубы и сам киль1. Листы железа скреплялись между собой не заклёпками, как обыч­ но, а электросваркой, заклёпками они крепились лишь к шпангоутам2. Поэто­ му даже при незначительной килевой качке было заметно прогибание судна, а в большой шторм оно подвергалось серьёзной опасности. Во избежание ки­ левой качки приходилось ложиться 1 К и л ь —толстый брус, балка, положен­ ная по длине судна в основание его дна, вы­ дается наружу, умеряет качку. Твиндечная палуба — промежуточная палуба. 2 Ш п а н г о у т ы — поперечные брусья, из которых составляется остов судна. бортом к волне, иначе пароход грозил сломаться пополам. Американских хозяев, строивших подобные суда, меньше всего интересо­ вала их долговечность и безопасность плаванья на них. Дельцов интересовал барыш, который они получали в период второй мировой войны: суда строили быстро и дёшево, а о судьбе моряков, которые становились жертвами чужой прибыли, американские бизнесмены не думали. А прибыль была велика1 Судо­ строительные верфи города Портленда за каждые семнадцать, а впоследствии за каждые трое суток выпускали такие пароходы — «кораблештамповку», как их прозвали моряки, — и продавали судовладельцам. Этим последним было выгодно прежде всего то, что пароход имел сравнительно небольшую цену, а так как он брал много груза, то и оп­ равдывал весьма скоро свою стоимость. Все дальнейшие рейсы были чистым до­ ходом хозяина. Если же судно ломалось и шло на дно вместе с несчастными его обитателями, то судовладелец не осо­ бенно сожалел об этом — получал стра­ ховые, вычёркивал пароход из списка и заменял новым. Зная непрочность судна, американ­ ские судоводители грузили его лишь на две трети возможного, допуская осадку не более, чем до двадцати футов, но и это не помогало и в эфире часто при­ ходилось слышать тревожные и печаль­ ные сигналы бедствия: SOS! — спасите наши души!.. Американские капитаны и штурманы прекрасно понимали причину гибели судов, но не смели противиться воле хо­ зяев. Отправляясь в плаванье, они пы­ тались внушить команде, что виновни­ ком бед являются слепые силы приро­ ды, какое-то тайное волшебство. Суще­ ствовали всяческие суеверия и предрас­ судки: ни один капитан не выходил из порта в понедельник, не допускал жен­ щин работать на пароход. Однако всё это мало помогало, и на дне моря вбли­ зи Алеутских островов покоились уже четырнадцать американских пароходов типа «Либерти». Мы, советские моряки, конечно не считали причиной гибели этих судов злой произвол каких-то «сверхъестест­ венных сил» — она казалась нам совер­ шенно ясной. Причиной всему была хва­ лёная американская техника, с её пол­ ным пренебрежением к человеку и его судьбе и единственной целью — лёгкой наживой хозяев! Мы не знали суеверий, для нас не существовало «роковых» дней, над на­ ми не были властны злые духи... Но дух советского патриотизма, боевой дух со­ ветских людей всегда жил в наших сердцах. — Поэтому, товарищи, — продолжал помполит, — я хочу, чтобы вы ясно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2