Сибирские огни, 1952, № 4
— До льда расстояние больше, чем до скал Алеутских островов. Здесь мы выиграем во времени и сможем обо гнуть тайфун, в крайнем случав хотя бы его центр, и вернуться на свой курс... — Право на борт! — раздалась коман да в рулевой. — Есть право на борт! — быстро и чётко ответил матрос, стоявший на руле. Судно медленно, рывками, начало сда вать вправо. Волны, как бы разгадав наш замысел, стали ещё сильнее обру шиваться на пароход и ударять о фор штевень. Они толкали его на прежний курс, заставляли зарываться в воду, при кладывали все усилия, чтобы остановить нас и отдать во власть надвигающемуся тайфуну... — Так держать... — Есть так держать! — И рулевой бы стро закрутил штурвал влево... В этот же вечер помполит собрал всю команду в красном уголке и коротко со общил о положении. — Товарищи! — начал он. — Скры вать нечего — обстановка серьёзная. Радиограмма сообщает, что идёт ураган. Капитан делает попытку уклониться от него, выйти из этого критического поло жения. Мы движемся на север, а сей час зима, и быть может утром мы по дойдём к кромке льда — он близко... Но на юге нас встретят скалы — до них ещё ближе, а старые моряки знают их «гостеприимство»... Тайфун захватил нас в узком месте, быть может, от не го не удастся уйти, и тогда нам придёт ся крепко побороться со стихией. Но мы с ней боролись уже не раз и ещё будем бороться — на то мы и моряки, нам не привыкать! А вот с пароходом дело обстоит неважно... Пароход был американской построй ки, типа «Либерти». Водоизмещением в четырнадцать тысяч тонн, он имел более чем сто пятьдесят метров в дли ну, около тридцати метров в ширину и более двадцати метров в вышину, не считая надстройки. Он мог взять десять тысяч тонн чистого груза и был этим очень ..выгоден, но в его конструкции имелся серьёзный недостаток: слабое продольное крепление. Его роль выпол няла верхняя и твиндечная палубы и сам киль1. Листы железа скреплялись между собой не заклёпками, как обыч но, а электросваркой, заклёпками они крепились лишь к шпангоутам2. Поэто му даже при незначительной килевой качке было заметно прогибание судна, а в большой шторм оно подвергалось серьёзной опасности. Во избежание ки левой качки приходилось ложиться 1 К и л ь —толстый брус, балка, положен ная по длине судна в основание его дна, вы дается наружу, умеряет качку. Твиндечная палуба — промежуточная палуба. 2 Ш п а н г о у т ы — поперечные брусья, из которых составляется остов судна. бортом к волне, иначе пароход грозил сломаться пополам. Американских хозяев, строивших подобные суда, меньше всего интересо вала их долговечность и безопасность плаванья на них. Дельцов интересовал барыш, который они получали в период второй мировой войны: суда строили быстро и дёшево, а о судьбе моряков, которые становились жертвами чужой прибыли, американские бизнесмены не думали. А прибыль была велика1 Судо строительные верфи города Портленда за каждые семнадцать, а впоследствии за каждые трое суток выпускали такие пароходы — «кораблештамповку», как их прозвали моряки, — и продавали судовладельцам. Этим последним было выгодно прежде всего то, что пароход имел сравнительно небольшую цену, а так как он брал много груза, то и оп равдывал весьма скоро свою стоимость. Все дальнейшие рейсы были чистым до ходом хозяина. Если же судно ломалось и шло на дно вместе с несчастными его обитателями, то судовладелец не осо бенно сожалел об этом — получал стра ховые, вычёркивал пароход из списка и заменял новым. Зная непрочность судна, американ ские судоводители грузили его лишь на две трети возможного, допуская осадку не более, чем до двадцати футов, но и это не помогало и в эфире часто при ходилось слышать тревожные и печаль ные сигналы бедствия: SOS! — спасите наши души!.. Американские капитаны и штурманы прекрасно понимали причину гибели судов, но не смели противиться воле хо зяев. Отправляясь в плаванье, они пы тались внушить команде, что виновни ком бед являются слепые силы приро ды, какое-то тайное волшебство. Суще ствовали всяческие суеверия и предрас судки: ни один капитан не выходил из порта в понедельник, не допускал жен щин работать на пароход. Однако всё это мало помогало, и на дне моря вбли зи Алеутских островов покоились уже четырнадцать американских пароходов типа «Либерти». Мы, советские моряки, конечно не считали причиной гибели этих судов злой произвол каких-то «сверхъестест венных сил» — она казалась нам совер шенно ясной. Причиной всему была хва лёная американская техника, с её пол ным пренебрежением к человеку и его судьбе и единственной целью — лёгкой наживой хозяев! Мы не знали суеверий, для нас не существовало «роковых» дней, над на ми не были властны злые духи... Но дух советского патриотизма, боевой дух со ветских людей всегда жил в наших сердцах. — Поэтому, товарищи, — продолжал помполит, — я хочу, чтобы вы ясно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2