Сибирские огни, 1952, № 4
сделали это с индейцами. Они готовили Туркмении судьбу Аляски. Но американские инженеры, побывав шие в Кара-Кумах, пришли к заключе нию, что строительство канала — совер шенно неосуществимая идея, и очень быстро отказались от неё. Кстати говоря, вначале они не прочь ■были взять на себя строительство же лезной дороги от Ташкента на Красно- водск. Но потом отказались и от этой задачи. Когда же русские инженеры стали строить дорогу, вся западноевропейская и американская печать была полна «прогнозами» о том, что русские «сло мают» себе здесь шею. Эти вопли раз давались особенно громко, когда однаж ды Аму-Дарья в течение одних суток размыла новое русло в семистах мет рах от деревянного железнодорожного моста, построенного незадолго до этого. Мост оказался в сухом русле, а в сто роне полотно железной дороги было полностью снесено. Но эта авария была устранена в рекордно короткий, по тому времени, срок. Через два месяца сооб щение между Ташкентом и Красновод- ском было полностью восстановлено. Есть у туркмен легенда, о которой рассказал в одном из своих произведе ний писатель Константин Паустовский. Когда пришла Советская власть, гово рит эта легенда, каждый народ послал ходока к Владимиру Ильичу Ленину и каждый из посланцев рассказал Влади миру Ильичу о том, чем богат его народ. Один говорил о плодородных нивах, другой' о бескрайних зелёных лесах, третий о рудах и золоте, о реках, бога тых рыбой, а когда дошла очередь до старого туркмена, он сказал Владимиру Ильичу: «У моего народа три богат ства —■пески, жажда и нищета. А все эти три богатства происходят от того, что у туркмен нет одного — воды. Воду же не мог дать туркменам ни Тамерлан, ни Аллах». И тогда Владимир Ильич ответил старому туркмену: «Иди и ска жи своему народу: то, что не могли сде лать Аллах и Тамерлан, — сделают большевики». Уже в 1918 году был издан декрет Совета Народных-Комиссаров об органи зации оросительных работ в Туркеста не. С тех пор год от года росли оазисы в пустыне. И вот теперь изыскатели намечают трассу Главного Туркменского канала протяжением в тысячу сто километров, с расходом воды в триста кубометров в секунду. Кара-Кумы — чёрные пески. Говорят, что они бесконечны, безлюдны, беспре дельны, бездонны. Само слово «пусты ня» происходит от другого — пусто, ни чего нет. Но туркменский поэт Сеиди говорит иначе: «Все земли перед тобою убоги, пустыня». И действительно, в Кара-Ку мах есть всё —- полезные ископаемые, плодородные почвы, там много света, тепла, там насчитывается более ста ра стительных видов, там встречаются фи сташковые рощи, но все они угнетены, потому что в пустыне нет воды. И сейчас ещё в Туркмении можно встретить самолёт, который летит за многие сотни километров, а на борту у него написано — «вода». Главный Туркменский канал оросит один мил лион триста тысяч гектаров и обводнит семь миллионов гектаров. Эта площадь составит около трёх четвертей террито рии такой страны, как Англия. Трасса Главного канала проходит мимо могилы 26 бакинских комиссаров, расстрелянных англичанами в 1918 году. И начальник строительства канала ин женер Калижнюк на третьей Всесоюзной конференции сторонников мира говорил, что эта могила является постоянным на поминанием для всего туркменского на рода, для многотысячного коллектива строителей о том, что несёт за собой английская интервенция. Он же рассказал на конференции, что за день до его отъезда в Москву в новом посёлке, возникшем в пустыне на трассе будущего канала, в семье инже нера Лебедева родилась девочка. Кол лектив строителей долго размышлял о том, как назвать первого гражданина нового населённого пункта. И решено было назвать ребёнка Мирой, при ус ловии, если это предложение поддержат участники конференции. Калижнюк и обратился к участни кам конференции, и они долгими апло дисментами выразили своё сочувствие этому предложению. Итак, в далёких Кара-Кумах теперь живёт и здравствует юная гражданка Мира. Много сил, умения, настойчивости предстоит ещё приложить строителям, чтобы выполнить поставленную перед ними задачу по созданию грандиозного канала. В самом деле, когда строится завод, плотина, какое-либо другое крупное со оружение или узел сооружений, — всё начинается с создания жилого городка. А как же быть при строительстве ка нала, который сегодня здесь, завтра за километр, через месяц за десяток, а че рез год за сотни километров от исход ного пункта, где должны жить строи тели? Советскими инженерами разработан пионерный метод проходки каналов, ко торый заключается в следующем. Сна чала канал строится не полной ширины, на участке протяжением в двадцать- тридцать километров. Такой, сравни тельно узкий канал быстро заполняется водой и в него входят мощные земле черпательные снаряды, которые разра батывают канал до его полной проект
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2