Сибирские огни, 1952, № 4

щенной земле, где дважды решалась судьба нашей Родины, где советский народ нод Вашим мудрым руководством, товарищ Сталин, одержал всемирно- исторические победы. Сегодня в городе, носящем Ваше славное имя, мы вместе со всем советским народом отмечаем но­ вую выдающуюся победу мирного сози­ дательного труда», — писали товарищу Сталину участники митинга, посвящён­ ного открытию канала. Это был праздник не только для вол­ годонцев. Каждый советский человек чувствует себя участником великой стройки. Вот выступает старший контрольный мастер омского завода «Машиностроитель» Иван Михайлович Белин. — Мне шестьдесят три года, — гово­ рит мастер, — но я сегодня как бы по­ молодел. На мою долю выпала большая честь. Я принимал от рабочих стенды, предназначенные для испытания дизель­ ной топливной аппаратуры на Волго- Донском канале. Мой самый придирчи­ вый контроль не смог обнаружить де­ фекты. Чистой и отличной была ра­ бота... А на днях мне довелось побывать на пионерском сборе, посвящённом оконча­ нию строительства канала. Весь советский народ с гордостью го­ ворит: — Это сделали мы! IV А в это время в пустыне Кара-Кума изыскатели прощупывали трассу друго­ го великого сооружения — Главного Туркменского канала. Любопытна история этого сооружения. Аму-Дарья (которая будет питать ка­ нал) в дословном переводе означает: «бешеная река». Многие литературные источники утверждают, что в течение последних двух с половиной-трёх тысяч лет Аму-Дарья несколько раз меняла своё течение, впадая то в Каспийское, то в Аральское море. Бешеная река, вырываясь из гор, непрестанно размы­ вает русло, которое пролегает в лёгких лёссовых грунтах пустыни. Это самая мутная река в мире. И вот, изливаясь в море, она закупоривает устье своими собственными наносами, которые интенсивно выпадают в дельте каждой реки. Не исключена возможность, что тече­ ние реки изменялось и при содействии человека. Туркмения многие века была ареной ожесточённых войн и каждая из воюющих сторон стремилась лишить противную сторону воды, преградить ка­ нал, повернуть русло реки, засыпать ко­ лодец. Известны и другие случаи, когда на­ селение далёких оазисов само уничтожа­ ло все водные источники, колодцы, ка­ налы, родники, чтобы создать вокруг оазиса непроходимый пояс пустынь. Тогда наступающая сторона прорывала канал по пути своего движения, и эти каналы иногда достигали длины десяти- двенадцати фархадов (фархад — днев­ ной переход пешего . человека в пусты­ не, равный десяти-двенадцати километ­ рам). Так или иначе, но Аму-Дарья не раз, очевидно, меняла своё течение, и по не>- которым данным, в последний раз она перекинулась из Каспийского моря в Аральское в 1575 году. Узбой — древний рукав Аму-Дарьи, впадающий в Каспийское море южнее совремённого Красноводска, пересох. Города, стоявшие на берегу Узбоя, были покинуты людьми и засыпаны песками. А между тем, как повествует арабский историк, побывавший здесь ещё «во вре­ мена воды», население здесь было так густо, что «кошка с котёнком в зубах могла по нескольку суток перепрыгивать с крыши на крышу соседнего дома, ни­ где не касаясь земли». В 1713 году туркменский народ по­ слал своего ходока Хаджи Нефеса к Петру Первому с просьбой повернуть Аму-Дарью в Узбой. Пётр отнёсся к этому предложению со свойственной ему энергией. Он издал указ, в котором предписывал «реку Ому-Дарью повернуть в старый сток. Все протчие русла, что впадают в Оральское море, запереть и учинить водный путь от Санкт-Петербурга до границ Индии». Ещё раньше 36 тысяч солдат пехоты были посланы им для того, чтобы соеди­ нить Волгу с Доном, а в Кара-Кумы снаряжается шеститысячная экспедиция под командой генерала Бековича. Зада­ ча оказалась невыполнимой по тому вре­ мени. Экспедиция Бековича погибла в песках. Погибли и многие другие рус­ ские путешественники, исследователи и целые экспедиции в пустынях Туркме­ нии. Гибели этих русских людей содей­ ствовали интриги англичан, которые всячески стремились помешать укрепле­ нию русского государства в Средней Азии, вблизи Персии, Афганистана, Индии. В конце прошлого века в Кара-Кумы заглянули и американцы. В то время считалось, что самый высокий процент дохода на капитал даёт железнодорож­ ное и ирригационное строительство. И вот в погоне за высоким бизнесом аме­ риканцы предложили царскому прави­ тельству сдать Кара-Кумы в концессию, при условии, что они проложат канал от Аму-Дарьи к Каспийскому морю. Предприимчивые дельцы рассчитыва­ ли, что они превратят свободолюбивый туркменский народ с высокой культу­ рой, которая уходит в глубь тысячеле­ тий, в своих рабов, так же, как они

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2