Сибирские огни, 1952, № 4
щенной земле, где дважды решалась судьба нашей Родины, где советский народ нод Вашим мудрым руководством, товарищ Сталин, одержал всемирно- исторические победы. Сегодня в городе, носящем Ваше славное имя, мы вместе со всем советским народом отмечаем но вую выдающуюся победу мирного сози дательного труда», — писали товарищу Сталину участники митинга, посвящён ного открытию канала. Это был праздник не только для вол годонцев. Каждый советский человек чувствует себя участником великой стройки. Вот выступает старший контрольный мастер омского завода «Машиностроитель» Иван Михайлович Белин. — Мне шестьдесят три года, — гово рит мастер, — но я сегодня как бы по молодел. На мою долю выпала большая честь. Я принимал от рабочих стенды, предназначенные для испытания дизель ной топливной аппаратуры на Волго- Донском канале. Мой самый придирчи вый контроль не смог обнаружить де фекты. Чистой и отличной была ра бота... А на днях мне довелось побывать на пионерском сборе, посвящённом оконча нию строительства канала. Весь советский народ с гордостью го ворит: — Это сделали мы! IV А в это время в пустыне Кара-Кума изыскатели прощупывали трассу друго го великого сооружения — Главного Туркменского канала. Любопытна история этого сооружения. Аму-Дарья (которая будет питать ка нал) в дословном переводе означает: «бешеная река». Многие литературные источники утверждают, что в течение последних двух с половиной-трёх тысяч лет Аму-Дарья несколько раз меняла своё течение, впадая то в Каспийское, то в Аральское море. Бешеная река, вырываясь из гор, непрестанно размы вает русло, которое пролегает в лёгких лёссовых грунтах пустыни. Это самая мутная река в мире. И вот, изливаясь в море, она закупоривает устье своими собственными наносами, которые интенсивно выпадают в дельте каждой реки. Не исключена возможность, что тече ние реки изменялось и при содействии человека. Туркмения многие века была ареной ожесточённых войн и каждая из воюющих сторон стремилась лишить противную сторону воды, преградить ка нал, повернуть русло реки, засыпать ко лодец. Известны и другие случаи, когда на селение далёких оазисов само уничтожа ло все водные источники, колодцы, ка налы, родники, чтобы создать вокруг оазиса непроходимый пояс пустынь. Тогда наступающая сторона прорывала канал по пути своего движения, и эти каналы иногда достигали длины десяти- двенадцати фархадов (фархад — днев ной переход пешего . человека в пусты не, равный десяти-двенадцати километ рам). Так или иначе, но Аму-Дарья не раз, очевидно, меняла своё течение, и по не>- которым данным, в последний раз она перекинулась из Каспийского моря в Аральское в 1575 году. Узбой — древний рукав Аму-Дарьи, впадающий в Каспийское море южнее совремённого Красноводска, пересох. Города, стоявшие на берегу Узбоя, были покинуты людьми и засыпаны песками. А между тем, как повествует арабский историк, побывавший здесь ещё «во вре мена воды», население здесь было так густо, что «кошка с котёнком в зубах могла по нескольку суток перепрыгивать с крыши на крышу соседнего дома, ни где не касаясь земли». В 1713 году туркменский народ по слал своего ходока Хаджи Нефеса к Петру Первому с просьбой повернуть Аму-Дарью в Узбой. Пётр отнёсся к этому предложению со свойственной ему энергией. Он издал указ, в котором предписывал «реку Ому-Дарью повернуть в старый сток. Все протчие русла, что впадают в Оральское море, запереть и учинить водный путь от Санкт-Петербурга до границ Индии». Ещё раньше 36 тысяч солдат пехоты были посланы им для того, чтобы соеди нить Волгу с Доном, а в Кара-Кумы снаряжается шеститысячная экспедиция под командой генерала Бековича. Зада ча оказалась невыполнимой по тому вре мени. Экспедиция Бековича погибла в песках. Погибли и многие другие рус ские путешественники, исследователи и целые экспедиции в пустынях Туркме нии. Гибели этих русских людей содей ствовали интриги англичан, которые всячески стремились помешать укрепле нию русского государства в Средней Азии, вблизи Персии, Афганистана, Индии. В конце прошлого века в Кара-Кумы заглянули и американцы. В то время считалось, что самый высокий процент дохода на капитал даёт железнодорож ное и ирригационное строительство. И вот в погоне за высоким бизнесом аме риканцы предложили царскому прави тельству сдать Кара-Кумы в концессию, при условии, что они проложат канал от Аму-Дарьи к Каспийскому морю. Предприимчивые дельцы рассчитыва ли, что они превратят свободолюбивый туркменский народ с высокой культу рой, которая уходит в глубь тысячеле тий, в своих рабов, так же, как они
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2