Сибирские огни, 1952, № 4
плечи и всё равно течением сносит, на ногах не устоишь. И вообще неудобно: вода взмученная, сколько ведь выше нас по течению земснарядов работает, темно, ничего не видно. Фонарик на груди мерцает, едва светлячок виден, что с фонарём, что без него — всё рав но. Работаешь наощупь. Опять-таки не было нужных приспособлений. Тро сы двухдюймовые и руками нужно заст роишь раму. А ведь одной рукой дер жишься—иначе унесёт. Но ничего — управились... Это «управились» звучало очень просто. А на самом деле водолазы во семь часов подряд один за другим ходи ли в воду, наощупь определили, как лежит рама, глубоко ли она вошла в грунт, где удобнее её застроишь и, оп ределив всё это, в полной тьме завяза ли тросы. На водном транспорта, среди сплав щиков леса, есть такие мастера, кото рые вяжут концы толстых металличе ских тросов бее особых приспособлений. Это очень трудное дело. Но как три товарища завязали тросы в кромешной тьме, держась одной рукой за раму — просто невозможно представить! Многие думали — не выйдет! Подошёл подъёмный кран, включили лебёдки, и тросы медленно начали на матываться на барабаны. Люди стояли на земснаряде, на берегу, молчали... Через несколько минут рама показа лась над поверхностью воды. Она была завязана в трёх местах и так, что центр тяжести её совпадал с геометрическим центром. Она даже не наклонялась, не раскачивалась, кран плавно подал её на земснаряд. Через сутки этот земсна ряд уже работал. Когда понадобилось выравнивать кам ни на дне реки, уже никто не сомне вался: — Водолазы помогут! И вот они. помогали... Человек лежит на дне реки.. Нажи мом головы он то и дело выпускает че рев золотник воздух из шлема: так сок ращается объём;, уменьшается сила всплывания. Одной рукой водолаз дер жится за рельс, другой наощупь вы равнивает камни. Спокойные, умелые люди атлетического телосложения, с открытыми русскими лицами. Они ещё совсем молоды — каждому из них двад цать шесть лет, а сколько уже сделали на советской земле и в советских водах их крепкие руки! И сколько ещё слег- кают! — Уже после аварии на земснаряде 508, — рассказывал Михаил Лесин, — пришёл к нам Василий Васильевич Шев ченко. Привёл экскурсию из той самой школы, в которой мы учились когда-то. Спрашивает: Ну, как, хватает дела? — А вы? — А мы, помню, ответили: «Хватит дела водолазам в донских степях!» Прошёл год. Всего лишь год тому назад водолазы поднимали раму земснаряда со дна ре ки. Год назад тело бетонной Цимлян ской плотины только ещё немного воз вышалось над землёй, тянулись всё вверх и вверх стержни металлической арматуры. Тогда начиналась отсыпка банкета, а камеры будущих шлюзов едва обретали свою форму. Завершалось строительство первого на трассе Волго- Донского канала сооружения — аварий но-заградительных ворот Береславского водохранилища. Когда вы видели строительство в его неудержимом стремлении вширь и вверх и на ваших глазах всё менялось ежедневно и ежечасно, когда перед ва ми лежала широкая долина, по которой беспрестанно сновали автомашины, тек ла степная речка, в берегах, заросших камышом, а партия археологов в спеш ном порядке проводила раскопки древ него городища, — когда вы видели всё это лишь год назад, — трудно предста вить себе, что сейчас там, у станицы Цимлянской, возвышаются законченные архитектурные формы сооружений, спо койная зыбь моря шелестит о берега... Но это так. Строительство завершено. На газетной полосе вам встречается клише: пролёты плотины, в стороне, — ставшая обязательной принадлежностью пейзажей нашей страны, — стрела пор тального крана... А на берегу люди вы саживают из глиняных горшочков в ак куратные рядки небольшие растения. Неужели это?!.. Да! Подпись под фотографией не оставляет сомнений: «На Цимлянском гидроузле производится архитектурное оформление сооружений. Одновременно развернулись большие работы по озеле нению. Высажено 135 тысяч саженцев туи, акации, можжевельника и других деревьев и около одного миллиона цве тов. На снимке: садовник П. М. Крав ченко (слева) и производитель работ И. А. Курицин осматривают финиковые пальмы перед высадкой в грунт». Перелистаем газетную подшивку по следних месяцев, вспомним даты... 31 мая в 13 часов 55 минут в русле канала соединились воды Волги и Дона. 6 июня в 9 часов 30 минут Цимлян ская ГЭС дала первый промышленный ток. 9 июня в Ростов-на-Дону с Волги, из Горького прибыл первый пароход «Сер гей Киров». 10 июля Совет Министров Союза ССР вынес постановление об открытии Волго-Донского судоходного канала и присвоил ему имя величайшего человека всех времён и народов Владимира Ильича Ленина. 27 июля 1952 года канал был от крыт. «Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина построен на свя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2