Сибирские огни, 1952, № 4

плечи и всё равно течением сносит, на ногах не устоишь. И вообще неудобно: вода взмученная, сколько ведь выше нас по течению земснарядов работает, темно, ничего не видно. Фонарик на груди мерцает, едва светлячок виден, что с фонарём, что без него — всё рав­ но. Работаешь наощупь. Опять-таки не было нужных приспособлений. Тро­ сы двухдюймовые и руками нужно заст­ роишь раму. А ведь одной рукой дер­ жишься—иначе унесёт. Но ничего — управились... Это «управились» звучало очень просто. А на самом деле водолазы во­ семь часов подряд один за другим ходи­ ли в воду, наощупь определили, как лежит рама, глубоко ли она вошла в грунт, где удобнее её застроишь и, оп­ ределив всё это, в полной тьме завяза­ ли тросы. На водном транспорта, среди сплав­ щиков леса, есть такие мастера, кото­ рые вяжут концы толстых металличе­ ских тросов бее особых приспособлений. Это очень трудное дело. Но как три товарища завязали тросы в кромешной тьме, держась одной рукой за раму — просто невозможно представить! Многие думали — не выйдет! Подошёл подъёмный кран, включили лебёдки, и тросы медленно начали на­ матываться на барабаны. Люди стояли на земснаряде, на берегу, молчали... Через несколько минут рама показа­ лась над поверхностью воды. Она была завязана в трёх местах и так, что центр тяжести её совпадал с геометрическим центром. Она даже не наклонялась, не раскачивалась, кран плавно подал её на земснаряд. Через сутки этот земсна­ ряд уже работал. Когда понадобилось выравнивать кам­ ни на дне реки, уже никто не сомне­ вался: — Водолазы помогут! И вот они. помогали... Человек лежит на дне реки.. Нажи­ мом головы он то и дело выпускает че­ рев золотник воздух из шлема: так сок­ ращается объём;, уменьшается сила всплывания. Одной рукой водолаз дер­ жится за рельс, другой наощупь вы­ равнивает камни. Спокойные, умелые люди атлетического телосложения, с открытыми русскими лицами. Они ещё совсем молоды — каждому из них двад­ цать шесть лет, а сколько уже сделали на советской земле и в советских водах их крепкие руки! И сколько ещё слег- кают! — Уже после аварии на земснаряде 508, — рассказывал Михаил Лесин, — пришёл к нам Василий Васильевич Шев­ ченко. Привёл экскурсию из той самой школы, в которой мы учились когда-то. Спрашивает: Ну, как, хватает дела? — А вы? — А мы, помню, ответили: «Хватит дела водолазам в донских степях!» Прошёл год. Всего лишь год тому назад водолазы поднимали раму земснаряда со дна ре­ ки. Год назад тело бетонной Цимлян­ ской плотины только ещё немного воз­ вышалось над землёй, тянулись всё вверх и вверх стержни металлической арматуры. Тогда начиналась отсыпка банкета, а камеры будущих шлюзов едва обретали свою форму. Завершалось строительство первого на трассе Волго- Донского канала сооружения — аварий­ но-заградительных ворот Береславского водохранилища. Когда вы видели строительство в его неудержимом стремлении вширь и вверх и на ваших глазах всё менялось ежедневно и ежечасно, когда перед ва­ ми лежала широкая долина, по которой беспрестанно сновали автомашины, тек­ ла степная речка, в берегах, заросших камышом, а партия археологов в спеш­ ном порядке проводила раскопки древ­ него городища, — когда вы видели всё это лишь год назад, — трудно предста­ вить себе, что сейчас там, у станицы Цимлянской, возвышаются законченные архитектурные формы сооружений, спо­ койная зыбь моря шелестит о берега... Но это так. Строительство завершено. На газетной полосе вам встречается клише: пролёты плотины, в стороне, — ставшая обязательной принадлежностью пейзажей нашей страны, — стрела пор­ тального крана... А на берегу люди вы­ саживают из глиняных горшочков в ак­ куратные рядки небольшие растения. Неужели это?!.. Да! Подпись под фотографией не оставляет сомнений: «На Цимлянском гидроузле производится архитектурное оформление сооружений. Одновременно развернулись большие работы по озеле­ нению. Высажено 135 тысяч саженцев туи, акации, можжевельника и других деревьев и около одного миллиона цве­ тов. На снимке: садовник П. М. Крав­ ченко (слева) и производитель работ И. А. Курицин осматривают финиковые пальмы перед высадкой в грунт». Перелистаем газетную подшивку по­ следних месяцев, вспомним даты... 31 мая в 13 часов 55 минут в русле канала соединились воды Волги и Дона. 6 июня в 9 часов 30 минут Цимлян­ ская ГЭС дала первый промышленный ток. 9 июня в Ростов-на-Дону с Волги, из Горького прибыл первый пароход «Сер­ гей Киров». 10 июля Совет Министров Союза ССР вынес постановление об открытии Волго-Донского судоходного канала и присвоил ему имя величайшего человека всех времён и народов Владимира Ильича Ленина. 27 июля 1952 года канал был от­ крыт. «Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина построен на свя­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2