Сибирские огни, 1952, № 4

еров баржи, груженные камнем. Эти баржи подходили к строительной пло­ щадке ГЭС и здесь сбрасывали камень на дно реки. Возводился так называемый банкет. Банкет отсыпался от правого и левого берегов реки к середине. С каж­ дым днём становился всё уже. и уже проран — русло, стеснённое с обеих сто­ рон каменной насыпью. С каждым днём всё выше поднимался уровень во­ ды в Дону, и всё с большей скоростью его взмученные воды устремлялись в проран. И вот для окончательного пере­ крытия русла реки нужно было засы­ пать и эту щель шириной восемьдесят- декяносто метров. Для этого на дно реки насыпался слой камня толщиной в один-полтора метра. Камень разравнивали водолазы. На каменной отсыпке, как на основа­ нии, устанавливали девять ряжей. Ряж — деревянный ящик из брёвен, разме­ ром с небольшой жилой дом — засы­ пался внутри камнем. Эти ряжи служи­ ли опорами для эстакады. Их не так- то легко было установить: каждый ряж ещё» более стеснял течение в проране. Ни одно судно не могло войти в этот клокочущий поток. Тогда строители установили на берету сложную систему лебёдок, от которых шла густая паути­ на металлических тросов. Тросы подтя­ гивали в проран две металлических баржи, между бортами которых был за­ жат ряж. Тросы звенели, как струны, дрожали баржи, гудели двигатели, при­ водящие в движение лебёдки. Строите­ ли медленно подтягивали баржи в про­ ран до того места, где должен быть опущен ряж, и затем опускали этот ряж на дно. Когда были установлены ряжи и по верху их проложена эстакада, по этой эстакаде устремилась непрерывная ве­ реница из ста самосвалов. Машины на полном ходу сбрасывали камень вниз в проран. Была опасность, что течение реки унесёт камни в сторону. Поэтому подача камня сверху должна была пре­ вышать интенсивность сноса. Проран становился всё уже, банкет всё подни­ мался. 22 сентября Дон был пере­ крыт, вода устремилась по искусственно­ му руслу и через донные отверстия бе­ тонной плотины в обход банкета. Были на строительстве банкета самые необыкновенные случаи, тем более, что мировая практика гидротехнического строительства никогда ещё не знала по­ добных примеров скоростного перекры­ тия таких мощных потоков, как Дон. Здесь необходимо сделать отступле­ ние, чтобы познакомить читателя с тре­ мя комсомольцами. На Дону, в станице Романовской, учились в средней школе три товарища — Сергей Веселовский, Михаил Лесин, Александр Назаренко. Учились в одном классе, мечтали об институте. Но гря­ нула война. Надвигалась оккупация. И вот, вступив уже в то время в под­ польную ячейку комсомола, товарищи перешли линию фронта, вступили в ар­ мию, потом попали во флот, в школу военных водолазов. Не один десяток больших и малых кораблей поднимали со дна морского водолазы, а когда кон­ чилась война — вернулись в родную станицу, замышляя поехать в какой- нибудь большой приморский город. Своих бывших учеников встретил как-то Шевченко —■ учитель Романов­ ской средней школы. — Куда это вы, друзья, собрались ехать из родных мест? Здесь тоже дела хватит! — Мы, Василий Васильевич, теперь водолазы. Что нам делать в степях? — А вы не ищите дальних морей, мо­ жет быть близкие найдутся! — усмех­ нулся учитель. Разговорились. Узнали друзья, что- секретарь подпольного райкома комсо­ мола Иван Смолин, вручивший им ког­ да-то комсомольские билеты, остался на оккупированной гитлеровцами террито­ рии, организовал и возглавил молодёж­ ный партизанский отряд, но был схва­ чен врагами и замучен. Фашисты не­ сколько раз опускали связанного по рукам и ногам юношу в прорубь, вы­ рубленную во льду Дона. Местные жители нашли потом его труп, похоронили, а когда фашисты бы­ ли изгнаны с Дона — поставили памят­ ник на -могиле героя. Побывали друзья на этой могиле. И пообещали — рабо­ тать здесь, на Дону, работать так, как велит комсомольская совесть. — Стали мы «степными водолаза­ ми»... — рассказывали они. И вот в тот момент, когда заканчива­ лось сооружение эстакады, один из ря­ жей покосился. Три водолаза спусти­ лись в веду, чтобы на домкратах под­ нять ряж в прежнее положение. Тече­ ние воды было настолько быстрым, что каждого из них привязали к рельсу ве­ сом в пятьсот килограммов... В другой раз на земснаряде 508 оборвалась несущая рама и погрузилась на глубину шестнадцать метров. Чтобы поднять её, нужно было выписать спе­ циальный отряд с оборудованием из ка­ кого-либо портового города. На это тре­ бовалось 12—15 суток. Земснаряд имеет производительность тысячу куби­ ческих метров грунта в час. Какой же объём работ будет потерян! — А если бы наши водолазы... — предложил начальник земснаряда. Бы­ ло воскресенье. Друзей разыскали — одного дома, другого в клубе, третьего на прогулке. Без колебаний они пошли, в воду. — В море мы ходили с одной гало­ шей. Весит такая металлическая подо­ шва двенадцать с лишним килограммов, — рассказывал Сергей Веселовский. — А здесь наденешь две, да ещё груз на.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2