Сибирские огни, 1952, № 4

-себе профиль, характер инженера-гид- ротехника недалёкого будущего?» Не задумываясь, как будто этот воп­ рос был давным-давно решённым для него, начальник ответил: «Нужен ин­ женер, который обладал бы не только глубокими техническими знаниями, зна­ ниями современной техники, нужен ин­ женер с качествами организатора, что­ бы он в течение десяти-пятнадцати ми­ нут принимал решение о постройке железнодорожной ветки протяжением в десять-двадцать километров, чтобы за пять минут он принимал решение о пе­ реброске сотен механизмов с одного участка на другой, чтобы он мыслил миллионами кубометров, миллионами средств». Мне показалось это несколько фанта­ стическим, но я очень скоро убедился в том, что это не только мечта, а уже существующая реальность. Тот же инженер Бухалов, о котором :я упоминал выше, как-то встретившись с о мной на перекрёстке дорог, торопли­ во подал мне руку и, бросившись в ку­ зов попутного самосвала, крикнул отту­ да: «Сегодня завершаем миллион ку­ бометров. В следующем месяце ещё один. Спешу!». А потом мы встретились с ним в «мирной» обстановке, в небольшой квартире, в которой резвились детиш­ ки. Здесь, по сибирской привычке, ра- -3 огрев маленький самовар, Бухалов -спокойно, как о самых обыкновенных .делах, рассказал мне о том, что в сутки «его район выполняет работ на несколь­ ко сот тысяч рублей, что вчера они пе­ ребросили соседям в порядке помощи сто -самосвалов, что завтра они получают тридцать экскаваторов. И всё это было -сказано так запросто, что я понял: передо мной и есть уже тот самый ин­ женер, о котором говорил начальник строительства. И я невольно вспомнил, каким был Миша Бухалов лет десять тому назад, студентом нашего института. Скромный, тихий юноша, он кончил институт очень рано, двадцати одного года. После окон­ чания был призван в армию, прошёл путь от рядового до капитана, сражался в Норвегии. Незадолго до конца войны, был тяжело ранен и без сознания где-то в безлюдном ущелье Скандинав­ ского полуострова пролежал двое суток. Потом был подобран рыбаком, и семья этого рыбака любовно выходила совет­ ского воина. На прощанье рыбак подарил Михаи­ лу Бухалову большую оловянную лож­ ку. Тяжёлая рука не очень красиво, но глубоко выдавила в металле две буквы «М. Б.» В Норвегии нашлись люди, которые по свистку своих хозяев из-за океана разрушили скромные могилы своих ос­ вободителей. Это — их «строительство», .их «творчество». А в тот же день ин­ женер Бухалов спокойно укладывал очередную тысячу бетона в тело Цим­ лянской плотины. Это его строительство, это его творчество. И, показывая мне оловянную ложку, он сказал про человека, который пода­ рил ему эту вещицу: «Рыбак ещё ска­ жет своё! слово за мир во всём мире!» В другой раз мы разговаривали с ру­ ководителем строительства о технике. И снова я задал ему вопрос — как представляет он себе технику недалёко­ го будущего. И снова, не задумываясь, начальник ответил; «Нужна техника, нужна машина, которая не только имела бы высокую производительность, которая бы безупречно и качественно делала своё дело, но нужна такая ма­ шина, чтобы она занимала как можно меньше места. Компактная машина. Вот посмотрите, на мосту стоит восемь пор­ тальных кранов. Они работают довольно медленно, а сколько занимают места? Если бы они были более компактны, я бы поставил не восемь, а шестнадцать кранов. Посмотрите, как мы укатываем земляную насыпь? Чтобы достигнуть максимального уплотнения, кулачковые катки делают восемнадцатъ-двадцать проходок по одному месту, а какой это громоздкий агрегат — трактор и пара катков? Будь они вдвое меньше, я бы мог пропускать следом сразу два аг­ регата и вдвое скорее достигать того же уплотнения. Для нас, строителей, есть только один закон — закон времени. Я знаю тот срок, в течение ^которого должен выполнить намеченный объём работ. Средствами, машинами мы не ог­ раничены — государство даст их нам столько, сколько мы можем использо­ вать. Будущее принадлежит электриче­ ской машине, не только как высокопро­ изводительной, -но и как самой компакт­ ной, занимающей очень небольшое ме­ сто». Когда вспоминаешь слова начальника строительства о технике, невольно при­ ходит такое сравнение: на строительстве Цимлянского гидроузла было вынуто 76 миллионов кубометров грунта. Ес­ ли бы не было машин, этот объём ра­ бот 160 тысяч землекопов, свыше 20 тысяч лошадей могли бы выполнить за четыре года. Но эту армию рабочих заменяет не­ бывалая в истории человечества и непрерывно совершенствующаяся техни­ ка, техника коммунизма, о которой ещё Маркс говорил, что она представит со­ бой «природный материал, превращён­ ный в органы власти человеческой во­ ли над природой». Пожалуй, самым романтическим уча­ стком всего грандиозного строительства на Цимлянской ГЭС был в то время участок, на котором перегораживалось русло Дона. Перегораживалось оно так. День и ночь по Северному Донцу, а потом по1Дону ш и из отдалённых карь­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2