Сибирские огни, 1952, № 4
-себе профиль, характер инженера-гид- ротехника недалёкого будущего?» Не задумываясь, как будто этот воп рос был давным-давно решённым для него, начальник ответил: «Нужен ин женер, который обладал бы не только глубокими техническими знаниями, зна ниями современной техники, нужен ин женер с качествами организатора, что бы он в течение десяти-пятнадцати ми нут принимал решение о постройке железнодорожной ветки протяжением в десять-двадцать километров, чтобы за пять минут он принимал решение о пе реброске сотен механизмов с одного участка на другой, чтобы он мыслил миллионами кубометров, миллионами средств». Мне показалось это несколько фанта стическим, но я очень скоро убедился в том, что это не только мечта, а уже существующая реальность. Тот же инженер Бухалов, о котором :я упоминал выше, как-то встретившись с о мной на перекрёстке дорог, торопли во подал мне руку и, бросившись в ку зов попутного самосвала, крикнул отту да: «Сегодня завершаем миллион ку бометров. В следующем месяце ещё один. Спешу!». А потом мы встретились с ним в «мирной» обстановке, в небольшой квартире, в которой резвились детиш ки. Здесь, по сибирской привычке, ра- -3 огрев маленький самовар, Бухалов -спокойно, как о самых обыкновенных .делах, рассказал мне о том, что в сутки «его район выполняет работ на несколь ко сот тысяч рублей, что вчера они пе ребросили соседям в порядке помощи сто -самосвалов, что завтра они получают тридцать экскаваторов. И всё это было -сказано так запросто, что я понял: передо мной и есть уже тот самый ин женер, о котором говорил начальник строительства. И я невольно вспомнил, каким был Миша Бухалов лет десять тому назад, студентом нашего института. Скромный, тихий юноша, он кончил институт очень рано, двадцати одного года. После окон чания был призван в армию, прошёл путь от рядового до капитана, сражался в Норвегии. Незадолго до конца войны, был тяжело ранен и без сознания где-то в безлюдном ущелье Скандинав ского полуострова пролежал двое суток. Потом был подобран рыбаком, и семья этого рыбака любовно выходила совет ского воина. На прощанье рыбак подарил Михаи лу Бухалову большую оловянную лож ку. Тяжёлая рука не очень красиво, но глубоко выдавила в металле две буквы «М. Б.» В Норвегии нашлись люди, которые по свистку своих хозяев из-за океана разрушили скромные могилы своих ос вободителей. Это — их «строительство», .их «творчество». А в тот же день ин женер Бухалов спокойно укладывал очередную тысячу бетона в тело Цим лянской плотины. Это его строительство, это его творчество. И, показывая мне оловянную ложку, он сказал про человека, который пода рил ему эту вещицу: «Рыбак ещё ска жет своё! слово за мир во всём мире!» В другой раз мы разговаривали с ру ководителем строительства о технике. И снова я задал ему вопрос — как представляет он себе технику недалёко го будущего. И снова, не задумываясь, начальник ответил; «Нужна техника, нужна машина, которая не только имела бы высокую производительность, которая бы безупречно и качественно делала своё дело, но нужна такая ма шина, чтобы она занимала как можно меньше места. Компактная машина. Вот посмотрите, на мосту стоит восемь пор тальных кранов. Они работают довольно медленно, а сколько занимают места? Если бы они были более компактны, я бы поставил не восемь, а шестнадцать кранов. Посмотрите, как мы укатываем земляную насыпь? Чтобы достигнуть максимального уплотнения, кулачковые катки делают восемнадцатъ-двадцать проходок по одному месту, а какой это громоздкий агрегат — трактор и пара катков? Будь они вдвое меньше, я бы мог пропускать следом сразу два аг регата и вдвое скорее достигать того же уплотнения. Для нас, строителей, есть только один закон — закон времени. Я знаю тот срок, в течение ^которого должен выполнить намеченный объём работ. Средствами, машинами мы не ог раничены — государство даст их нам столько, сколько мы можем использо вать. Будущее принадлежит электриче ской машине, не только как высокопро изводительной, -но и как самой компакт ной, занимающей очень небольшое ме сто». Когда вспоминаешь слова начальника строительства о технике, невольно при ходит такое сравнение: на строительстве Цимлянского гидроузла было вынуто 76 миллионов кубометров грунта. Ес ли бы не было машин, этот объём ра бот 160 тысяч землекопов, свыше 20 тысяч лошадей могли бы выполнить за четыре года. Но эту армию рабочих заменяет не бывалая в истории человечества и непрерывно совершенствующаяся техни ка, техника коммунизма, о которой ещё Маркс говорил, что она представит со бой «природный материал, превращён ный в органы власти человеческой во ли над природой». Пожалуй, самым романтическим уча стком всего грандиозного строительства на Цимлянской ГЭС был в то время участок, на котором перегораживалось русло Дона. Перегораживалось оно так. День и ночь по Северному Донцу, а потом по1Дону ш и из отдалённых карь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2