Сибирские огни, 1952, № 4

ходился много выше, чем дно котлова­ на, в котловане происходила непрерыв­ ная фильтрация донской воды. Чтобы иметь возможность уклады­ вать бетон насухо, строители окружили котлован по периметру кольцом из ста двадцати восьми буровых скважин глу­ биной свыше ста метров каждая. С по­ мощью насосов эти скважины непрерыв­ но откачивали грунтовую воду и таким образом бетон укладывался насухо. Над бетонными блоками возвышалось два же­ лезнодорожных многопролётных моста. На одном из них стояло восемь пор­ тальных кранов. Длинные стрелы мед­ ленно двигались высоко в голубом не­ бе и переносили бадьи с бетоном, ме­ таллически© клети арм-оферм и армопа- кетов. По другому мосту непрерывной цепью двигались один за другим мото­ возы с бадьями, наполненными бето­ ном. По специальным вибрирующим ру­ кавам, называемым виброхоботами, бе­ тон сбрасывался вниз. Вибрация хобо­ тов необходима была для того, чтобы бетон н© расслаивался -во время паде­ ния. Оба эти моста сначала очень высоко Еозвышались над телом плотины, те­ перь один из них целиком забетониро­ ван и составляет лишь внутренние ме­ таллические стержни верхней трети плотины, другой служит по -прежнему назначению. Для обеспечения наибольшей прочно­ сти сооружения здесь было применено бетонирование с повышенным армирова­ нием — содержанием железа в бетоне. Арматура на этом участке ставилась так часто, что уже за двенадцать-пят- надцать метров в сторону от себя вы с трудом различали фигуру человека: всё кругом сливалось в сплошной металли­ ческий лес. Высоко над головами бетон­ щиков были установлены красные стре­ лы и на них — надписи: «Бетонщик! Здесь ты должен быть через 10 дней». Казалось, это немыслимо — до стре­ лы было ещё по крайней мере семъ- вооемь метров, но темп строительства был такой, что через десять дней бе­ тонщики, действительно, оказывались н-а уровне стрелы. Я встречал на строительстве и сво­ их знакомых сибиряков, тех, с кем вме­ сте учился на гидромелиоративном фа­ культете Омского сельскохозяйствен­ ного института, и своих учеников-. Инженер Бухалов как-то рассказы­ вал мне: «Года полтора тому -назад по­ лучил я назначение на стройку. Адрес был такой: «Кирпичи на берегу». Так и оказали в Управлении в Калаче: по­ езжайте на катере вниз по Дону и смотрите; -на берегу, там в одном месте выгружены кирпичи. Там и будет Цим­ лянская ГЭС. Поехал я с семьёй. Не­ сколько раз мы встречали кирпичи на берегу, и всё не те — то строится совхоз, то МТС. Наконец, один седо­ бородый дед -крикнул -нам с берега: «Здесь станция, сказывают, будет, вот сторожу -кирпичи». Теперь смотрите, что произошло за полтора года!» А начальник строительства Барабанов (он известен читателю по роману «Дале­ ко от Москвы» под именем Батманова) посоветовал: «Если хотите посмотреть строительство, поезжайте на площадку ночью». Ночью на стройке светило до двад­ цати тысяч ламп, мощностью от пяти­ сот до тысячи ватт каждая, но кроме этих двадцати тысяч на строительной площадке Цимлянской ГЭС сверкали ещё огни тысячи механизмов, а на каждом из восьми портальных кра­ нов было установлено по двенадцать мощных прожекторов, полыхали де­ сятки, а может быть и сотни огней элек- тсрсварки. • В ярком электрическом свете с го­ лубыми сполохами огней сварки чёт­ ко выступал каждый стержень, каж­ дый переплёт мостовых ферм, каждая фигура строителя. Рокот сотен -машин сливался в мощный сплошной гул из которого иногда вырывались пронзитель­ ный свисток паровоза и грохот вагонных колёс по рельсам моста -над вашей го­ ловой. А если бы вы поднялись на гору, что находится -километрах в шести от строительной площадки ГЭС, и оттуда взглянули вниз, вы увидели бы огром­ ный рой огней, среди которых сияли яркие пятна -прожекторов-. Сюда, -к горе, подходило тело плотины. Плотина на­ мывалась мощными земснарядами, -на­ гнетавшими1 по тысяче и -больше кубо­ метров грунта в час на карты. Карта — это большая площадка в несколько гек­ таров, ограниченная по окружности дамбами, и на эти площадки непрерыв­ ной струёй изливалась из -напорного трубопровода пульпа — смесь -воды и грунта, в соотношении примерно три к одному. Карты были тоже освещены, и вода на них казалась неподвижной, и на во­ де, как на льду, прокладывали длинные светлые дороги огни мощных прожекто­ ров. Людей почти не было видно. А между тем каждая из этих карт поднималась в сутки на высоту в двад- цать-тридцать сантиметров, а были дни, когда строители — гидромеханизаторы намывали в сутки до пятидесяти санти­ метров. Это мировой рекорд производи­ тельности намыва. Так создавалась земляная часть Цим­ лянской плотины протяжением 12,75 километра, высотой до тридцати­ тридцати пяти и шириной по низу до трёхсот пятидесяти метров. Большими масштабами и творят и думают люди, занятые -на строитель­ стве. Однажды я спросил начальника стро­ ительства: «Каким представляет он

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2