Сибирские огни, 1952, № 4
ходился много выше, чем дно котлова на, в котловане происходила непрерыв ная фильтрация донской воды. Чтобы иметь возможность уклады вать бетон насухо, строители окружили котлован по периметру кольцом из ста двадцати восьми буровых скважин глу биной свыше ста метров каждая. С по мощью насосов эти скважины непрерыв но откачивали грунтовую воду и таким образом бетон укладывался насухо. Над бетонными блоками возвышалось два же лезнодорожных многопролётных моста. На одном из них стояло восемь пор тальных кранов. Длинные стрелы мед ленно двигались высоко в голубом не бе и переносили бадьи с бетоном, ме таллически© клети арм-оферм и армопа- кетов. По другому мосту непрерывной цепью двигались один за другим мото возы с бадьями, наполненными бето ном. По специальным вибрирующим ру кавам, называемым виброхоботами, бе тон сбрасывался вниз. Вибрация хобо тов необходима была для того, чтобы бетон н© расслаивался -во время паде ния. Оба эти моста сначала очень высоко Еозвышались над телом плотины, те перь один из них целиком забетониро ван и составляет лишь внутренние ме таллические стержни верхней трети плотины, другой служит по -прежнему назначению. Для обеспечения наибольшей прочно сти сооружения здесь было применено бетонирование с повышенным армирова нием — содержанием железа в бетоне. Арматура на этом участке ставилась так часто, что уже за двенадцать-пят- надцать метров в сторону от себя вы с трудом различали фигуру человека: всё кругом сливалось в сплошной металли ческий лес. Высоко над головами бетон щиков были установлены красные стре лы и на них — надписи: «Бетонщик! Здесь ты должен быть через 10 дней». Казалось, это немыслимо — до стре лы было ещё по крайней мере семъ- вооемь метров, но темп строительства был такой, что через десять дней бе тонщики, действительно, оказывались н-а уровне стрелы. Я встречал на строительстве и сво их знакомых сибиряков, тех, с кем вме сте учился на гидромелиоративном фа культете Омского сельскохозяйствен ного института, и своих учеников-. Инженер Бухалов как-то рассказы вал мне: «Года полтора тому -назад по лучил я назначение на стройку. Адрес был такой: «Кирпичи на берегу». Так и оказали в Управлении в Калаче: по езжайте на катере вниз по Дону и смотрите; -на берегу, там в одном месте выгружены кирпичи. Там и будет Цим лянская ГЭС. Поехал я с семьёй. Не сколько раз мы встречали кирпичи на берегу, и всё не те — то строится совхоз, то МТС. Наконец, один седо бородый дед -крикнул -нам с берега: «Здесь станция, сказывают, будет, вот сторожу -кирпичи». Теперь смотрите, что произошло за полтора года!» А начальник строительства Барабанов (он известен читателю по роману «Дале ко от Москвы» под именем Батманова) посоветовал: «Если хотите посмотреть строительство, поезжайте на площадку ночью». Ночью на стройке светило до двад цати тысяч ламп, мощностью от пяти сот до тысячи ватт каждая, но кроме этих двадцати тысяч на строительной площадке Цимлянской ГЭС сверкали ещё огни тысячи механизмов, а на каждом из восьми портальных кра нов было установлено по двенадцать мощных прожекторов, полыхали де сятки, а может быть и сотни огней элек- тсрсварки. • В ярком электрическом свете с го лубыми сполохами огней сварки чёт ко выступал каждый стержень, каж дый переплёт мостовых ферм, каждая фигура строителя. Рокот сотен -машин сливался в мощный сплошной гул из которого иногда вырывались пронзитель ный свисток паровоза и грохот вагонных колёс по рельсам моста -над вашей го ловой. А если бы вы поднялись на гору, что находится -километрах в шести от строительной площадки ГЭС, и оттуда взглянули вниз, вы увидели бы огром ный рой огней, среди которых сияли яркие пятна -прожекторов-. Сюда, -к горе, подходило тело плотины. Плотина на мывалась мощными земснарядами, -на гнетавшими1 по тысяче и -больше кубо метров грунта в час на карты. Карта — это большая площадка в несколько гек таров, ограниченная по окружности дамбами, и на эти площадки непрерыв ной струёй изливалась из -напорного трубопровода пульпа — смесь -воды и грунта, в соотношении примерно три к одному. Карты были тоже освещены, и вода на них казалась неподвижной, и на во де, как на льду, прокладывали длинные светлые дороги огни мощных прожекто ров. Людей почти не было видно. А между тем каждая из этих карт поднималась в сутки на высоту в двад- цать-тридцать сантиметров, а были дни, когда строители — гидромеханизаторы намывали в сутки до пятидесяти санти метров. Это мировой рекорд производи тельности намыва. Так создавалась земляная часть Цим лянской плотины протяжением 12,75 километра, высотой до тридцати тридцати пяти и шириной по низу до трёхсот пятидесяти метров. Большими масштабами и творят и думают люди, занятые -на строитель стве. Однажды я спросил начальника стро ительства: «Каким представляет он
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2