Сибирские огни, 1952, № 4
ким образом, будет иметь большую под- командную площадь орошения. Здесь вблизи Волго-Донского водораздела ра ботал в то время шагающий экскаватор, экипаж которого возглавляет инженер Анатолий Усков. Вращающийся корпус машины по своим размерам напоминал добротный двухэтажный дом. Поднявшись в этот корпус, вы входите в фашинный зал, размер которого -превышает двести двадцать квадратных метров. Вдоль стен зала установлены подкрановые бал ки, а под потолком располагается кран грузоподъёмностью на пятнадцать тонн. Этот кран нужен для переноса дета лей внутреннего оборудования. В экскаваторе размещено сорок во семь электрических моторов, мощно стью от половины до нескольких тысяч киловатт. Общая Hie мощность, какую потребляет экскаватор, — семь тысяч •киловатт. Ровно столько же потребляет, скажем, областной город Полтава. Пройдя машинный зал, вы поднимае тесь в кабинет начальника агрегата. В кабинете письменный стол, стенгазета, плакаты, лозунги, на этажерке — биб лиотечка, и только кабина в углу, напо минающая кабину большого пассажирско го автобуса, говорит о том, что вы не в обычном кабинете. Там, - за стеклом, — дежурный механик. Перед ним пульт управления, ряды кнопок, ни одного рычага. На корпусе экскаватора уста новлена металлическая ферма, опо ра — высотой в пятнадцать-двадцать метров. С этой опоры на конец стре лы перекинуты тросы и дальше че рез блок тросы эти свешиваются вниз, на них подвешен ковш.. Длина стрелы шестьдесят пять метров. На ней ступени и высокие перила, так что молено дви гаться по стреле взад и вперёд даже во время движения ёё, хотя скорость на конце стрелы составляет сорок пять ки лометров в час. Ковш имеет ёмкость четырнадцать кубометров. В него сво бодно входит легковая машина «Побе да». Экипаж экскаватора состоит из сем надцати человек. В смену работает пять человек, начальник агрегата и главный механик сверх того. Эти семнадцать че ловек со всей машиной заменяют труд десяти тысяч землекопов. Цифра десять тысяч получена простым делением нор мы выработки машины на норму вы работки одного землекопа с учётом транспортировки грунта. Если же представить себе армйю зем лекопов в десять тысяч человек, нам станет ясно, что для того только, что бы разместить этих людей и- руко водить ими, понадобится по крайней мере двести инженеров, техников, учёт чиков, потребуется огромный обслужи вающий персонал; таким образом, эта машина заменяет труд населения целого города. На третьей Всесоюзной конференции сторонников мира Анатолий Усков рас сказал, что когда, экипаж полностью ос воил вое механизмы, его машина заме нила труд уже четырнадцати тысяч землекопов. Анатолий Усков — коренной сталин градец. С первого курса Сталинград ского механического института он был призван в армию, сражался здесь же, под стенами родного города, потом с танковыми частями дошёл до Берлина. Вернувшись домой с победой, закончил институт и получил предложение за нять место конструктор-а на одном из крупнейших заводов страны. Молодой инженер решил иначе: он сел за пульт управления самой крупной в мире землеройной машины и ковшом засыпал окопы, в которых когда-то сражался. Обычное представление о масштабах строительных работ, после того, что можно было увидеть на Волго-Доне, на до оставить. Вот один из строительных районов. В -него входили две крупных земляных плотины, с помощью кото рых создаются два водохранилища, го ловное сооружение Ергенинского ороси тельного канала с расходом пятнадцать кубометров воды в секунду, насвсная станция с тремя водоподъёмными агрега тами, производительность каждого из этих агрегатов также пятнадцать кубо метров в секунду. Всасывающие трубы установленных здесь насосов были на столько велики, что' в них свободно вхо дила грузовая машина. Поперечное сече ние этих труб — тридцать два квадрат ных метра. В этом же районе построена водо сливная плотина из бетона и железобе тона протяжением семьдесят-восемьде- сят метров и высотой метров двадцать- двадцать пять. Сюда же относились уча сток канала протяжением в двадцать километров, целая сеть железнодорож ных и подъездных путей, складские по мещения, несколько бетонных заводов. Всё это и составляло один строитель ный район. А таких районов на строи тельств© было семь. Ещё большим сосредоточием техники, механизмов, людей являлось строитель ство Цимлянской ГЭС. Бетонная пло тина этой станции строилась не на реке, а в стороне от Дона, метрах в трёхстах от него. Когда плотина была подготов- ленд для пропуска воды, старое русло Дона было перекрыто, выполнено новое искусственное русло, по которому вода двинулась к плотине и через её донные отверстия .стала изливаться в нижний бьеф. Итак, плотина строилась не на рек-ei, а река подводилась к плотине. Это позволило создать более благопрй- ятные условия для возведения бетон ного тела плотины. Однако, .несмотря на то, что котло ван был расположен в стороне от реки, в силу тош, что уровень воды в реке на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2