Сибирские огни, 1952, № 4

ким образом, будет иметь большую под- командную площадь орошения. Здесь вблизи Волго-Донского водораздела ра­ ботал в то время шагающий экскаватор, экипаж которого возглавляет инженер Анатолий Усков. Вращающийся корпус машины по своим размерам напоминал добротный двухэтажный дом. Поднявшись в этот корпус, вы входите в фашинный зал, размер которого -превышает двести двадцать квадратных метров. Вдоль стен зала установлены подкрановые бал­ ки, а под потолком располагается кран грузоподъёмностью на пятнадцать тонн. Этот кран нужен для переноса дета­ лей внутреннего оборудования. В экскаваторе размещено сорок во­ семь электрических моторов, мощно­ стью от половины до нескольких тысяч киловатт. Общая Hie мощность, какую потребляет экскаватор, — семь тысяч •киловатт. Ровно столько же потребляет, скажем, областной город Полтава. Пройдя машинный зал, вы поднимае­ тесь в кабинет начальника агрегата. В кабинете письменный стол, стенгазета, плакаты, лозунги, на этажерке — биб­ лиотечка, и только кабина в углу, напо­ минающая кабину большого пассажирско­ го автобуса, говорит о том, что вы не в обычном кабинете. Там, - за стеклом, — дежурный механик. Перед ним пульт управления, ряды кнопок, ни одного рычага. На корпусе экскаватора уста­ новлена металлическая ферма, опо­ ра — высотой в пятнадцать-двадцать метров. С этой опоры на конец стре­ лы перекинуты тросы и дальше че­ рез блок тросы эти свешиваются вниз, на них подвешен ковш.. Длина стрелы шестьдесят пять метров. На ней ступени и высокие перила, так что молено дви­ гаться по стреле взад и вперёд даже во время движения ёё, хотя скорость на конце стрелы составляет сорок пять ки­ лометров в час. Ковш имеет ёмкость четырнадцать кубометров. В него сво­ бодно входит легковая машина «Побе­ да». Экипаж экскаватора состоит из сем­ надцати человек. В смену работает пять человек, начальник агрегата и главный механик сверх того. Эти семнадцать че­ ловек со всей машиной заменяют труд десяти тысяч землекопов. Цифра десять тысяч получена простым делением нор­ мы выработки машины на норму вы­ работки одного землекопа с учётом транспортировки грунта. Если же представить себе армйю зем­ лекопов в десять тысяч человек, нам станет ясно, что для того только, что­ бы разместить этих людей и- руко­ водить ими, понадобится по крайней мере двести инженеров, техников, учёт­ чиков, потребуется огромный обслужи­ вающий персонал; таким образом, эта машина заменяет труд населения целого города. На третьей Всесоюзной конференции сторонников мира Анатолий Усков рас­ сказал, что когда, экипаж полностью ос­ воил вое механизмы, его машина заме­ нила труд уже четырнадцати тысяч землекопов. Анатолий Усков — коренной сталин­ градец. С первого курса Сталинград­ ского механического института он был призван в армию, сражался здесь же, под стенами родного города, потом с танковыми частями дошёл до Берлина. Вернувшись домой с победой, закончил институт и получил предложение за­ нять место конструктор-а на одном из крупнейших заводов страны. Молодой инженер решил иначе: он сел за пульт управления самой крупной в мире землеройной машины и ковшом засыпал окопы, в которых когда-то сражался. Обычное представление о масштабах строительных работ, после того, что можно было увидеть на Волго-Доне, на­ до оставить. Вот один из строительных районов. В -него входили две крупных земляных плотины, с помощью кото­ рых создаются два водохранилища, го­ ловное сооружение Ергенинского ороси­ тельного канала с расходом пятнадцать кубометров воды в секунду, насвсная станция с тремя водоподъёмными агрега­ тами, производительность каждого из этих агрегатов также пятнадцать кубо­ метров в секунду. Всасывающие трубы установленных здесь насосов были на­ столько велики, что' в них свободно вхо­ дила грузовая машина. Поперечное сече­ ние этих труб — тридцать два квадрат­ ных метра. В этом же районе построена водо­ сливная плотина из бетона и железобе­ тона протяжением семьдесят-восемьде- сят метров и высотой метров двадцать- двадцать пять. Сюда же относились уча­ сток канала протяжением в двадцать километров, целая сеть железнодорож­ ных и подъездных путей, складские по­ мещения, несколько бетонных заводов. Всё это и составляло один строитель­ ный район. А таких районов на строи­ тельств© было семь. Ещё большим сосредоточием техники, механизмов, людей являлось строитель­ ство Цимлянской ГЭС. Бетонная пло­ тина этой станции строилась не на реке, а в стороне от Дона, метрах в трёхстах от него. Когда плотина была подготов- ленд для пропуска воды, старое русло Дона было перекрыто, выполнено новое искусственное русло, по которому вода двинулась к плотине и через её донные отверстия .стала изливаться в нижний бьеф. Итак, плотина строилась не на рек-ei, а река подводилась к плотине. Это позволило создать более благопрй- ятные условия для возведения бетон­ ного тела плотины. Однако, .несмотря на то, что котло­ ван был расположен в стороне от реки, в силу тош, что уровень воды в реке на­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2