Сибирские огни, 1952, № 4

Куйбышевское водохранилище будет регулировать сток Волги и подавать на Сталинградскую ГЭС более или менее постоянный расход, а следовательно, и создавать более равномерную нагрузку на турбины Сталинградской. ГЭС. Ступенчатое расположение ГЭС на больших реках или создание так назы­ ваемых каскадов олять-таки является преимуществом нашей плановой социа­ листической системы хозяйства. Сталинград... Город нашей славы. Го­ род, который как бы воплощает в себе вое замыслы, мечты и творчество со­ ветского народа. Главная улица города — проспект имени Сталина — будет иметь протяжение в шестьдесят пять километров. Севернее этой улицы на острове Песчаном ведутся подготови­ тельные работы под строительство Ста­ линградской ГЭС. Южная оконечность проспекта подходит почти вплотную к первому шлюзу Волго-Донского канала. Подъезжая к Сталинграду по широко­ му асфальтированному шоссе, вы види­ те уходящую за горизонт лесную госу­ дарственную полосу. Большие зелёные деревья. Цветы. Слышен щебет птиц. Лесная полоса — это кусочек выполнен­ ного Сталинского плана преобразования природы. Если вы сойдёте с волжского парохо­ да на Сталинградскую пристань и стане­ те подниматься по откосу берега, может быть, первым, что привлечёт ваше вни­ мание, будет детская железная дорога. Восемь яркозелёных вагончиков!, не­ большой паровозик с петушиным голо­ ском. Маленькая станция. Начальник станции в красной фуражке, мальчик лет 13—14, выходит на платформу и даёт отправление. Проводники вагонов развёртывают флажки. С гордостью да­ ёт гудок машинист. В кассе голубогла­ зая белокурая девчурка. Это будущие советские железнодорожники. Но должно быть самым трогательным в этой картине является то, что и стан­ ция и сама железная дорога расположе­ ны на границе как раз того трёхсотмет­ рового пятачка, который героически от­ стаивали наши войска в Отечественной войне. На высоком откосе берега бронзовые фигуры военачальников. Бульвар. Ря­ ды аккуратно подстриженных деревь­ ев. Бесконечные клумбы, цветы — толь­ ко красного цвета, а вдоль клумб и справа и слева от вас тёмные могиль­ ные плиты. На Них имена и венки из тех же живых цветов. По бульвару выходите вы на пло­ щадь, которая называется «Площадью Павших Борцов». На этой площади нет домов. Здесь стоят только дворцы. Это новый Сталинград. А на перекрёстках улиц — памятники обороны Царицына и обороны Сталинграда. Бетонная глыба, и в неё впаян танк, первый танк, про­ рвавший линию немецких окопов. На другой глыбе пулемёт и под ним надпись, из которой вы узнаёте, что у этого пулемёта до последнего дыхания бился наш солдат. Это та самая площадь, с которой мы знакомы по фильму «Падение Берли­ на»... Каждому памятен кадр: митинг воинов, освободивших Сталинград... Су­ ровые и гордые лица победителей, •— со­ ветских воинов... Из подвала разрушен­ ного здания выходят фашистские гене­ ралы и офицеры с поднятыми вверх ру­ ками... Внимательнее взглянем на высокий, светлый дом универмага, фасад его вы­ ходит на площадь: на углу этого здания мы увидим чугунную доску с надписью, которая говорит о том, что в подвале этого дома был пленён фельдмаршал Паулюс... ...Сталинградский тракторный завод... Разрушенные цехи, разрушенные до та­ кой степени, что в них трудно пройти. Груды камней, рухнувшие, огнём сви­ тые в штопор, балки перекрытий. И — рядом — сверкающи© стеклом новые це- хи завода. А в старых цехах вот в этих развалинах под огнём врага сталинград­ цы ремонтировали танки, одевали в броню тракторы и отсюда выезжали пря­ мо в бой на передовые позиции, кото­ рые были всего в трёхстах-четырёхстах метрах от завода. ...Мамаев курган, изрытый траншея­ ми, воронками, с выжженной солнцем травой... В тот день, когда я б!ыл на этом кургане, делегация женщин демо­ кратической Германии приносила здесь клятву верности делу мира во всём мире. В редакции местной газеты мы долго рассуждали о том, каким образом луч­ ше поехать на трассу Волго-Дона. Вы­ сокий молодой человек — Володя Ерё­ менко, корреспондент газеты по отделу великих строек, — выезжал на полутор­ ке в район строительства, и через пол­ часа мы уже ехали по асфальтирован­ ной дороге мимо Чапурниковской лест­ ницы. III Волго-Донской судоходный канал имеет протяжение сто один километ . На нём 13 шлюзов, девять на Волж­ ском и четыре на Донском склоне. На водораздел на высоту в сорок четыре метра вода поднимается из Дона с по­ мощью трёх насосных станций. Она на­ полняет три водохранилища — Карпов- ское, Береславское и Варваровское. Из этих водохранилищ, ширина которых составляет четыре-пять, а длина семь- восемь километров, постоянно подпи­ тываются шлюзы, а из Варваровского шлюза — ещё и Ергененский ороси­ тельный канал, который пройдёт по во­ доразделу между Доном и Волгой, и, та­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2