Сибирские огни, 1952, № 4
Куйбышевское водохранилище будет регулировать сток Волги и подавать на Сталинградскую ГЭС более или менее постоянный расход, а следовательно, и создавать более равномерную нагрузку на турбины Сталинградской. ГЭС. Ступенчатое расположение ГЭС на больших реках или создание так назы ваемых каскадов олять-таки является преимуществом нашей плановой социа листической системы хозяйства. Сталинград... Город нашей славы. Го род, который как бы воплощает в себе вое замыслы, мечты и творчество со ветского народа. Главная улица города — проспект имени Сталина — будет иметь протяжение в шестьдесят пять километров. Севернее этой улицы на острове Песчаном ведутся подготови тельные работы под строительство Ста линградской ГЭС. Южная оконечность проспекта подходит почти вплотную к первому шлюзу Волго-Донского канала. Подъезжая к Сталинграду по широко му асфальтированному шоссе, вы види те уходящую за горизонт лесную госу дарственную полосу. Большие зелёные деревья. Цветы. Слышен щебет птиц. Лесная полоса — это кусочек выполнен ного Сталинского плана преобразования природы. Если вы сойдёте с волжского парохо да на Сталинградскую пристань и стане те подниматься по откосу берега, может быть, первым, что привлечёт ваше вни мание, будет детская железная дорога. Восемь яркозелёных вагончиков!, не большой паровозик с петушиным голо ском. Маленькая станция. Начальник станции в красной фуражке, мальчик лет 13—14, выходит на платформу и даёт отправление. Проводники вагонов развёртывают флажки. С гордостью да ёт гудок машинист. В кассе голубогла зая белокурая девчурка. Это будущие советские железнодорожники. Но должно быть самым трогательным в этой картине является то, что и стан ция и сама железная дорога расположе ны на границе как раз того трёхсотмет рового пятачка, который героически от стаивали наши войска в Отечественной войне. На высоком откосе берега бронзовые фигуры военачальников. Бульвар. Ря ды аккуратно подстриженных деревь ев. Бесконечные клумбы, цветы — толь ко красного цвета, а вдоль клумб и справа и слева от вас тёмные могиль ные плиты. На Них имена и венки из тех же живых цветов. По бульвару выходите вы на пло щадь, которая называется «Площадью Павших Борцов». На этой площади нет домов. Здесь стоят только дворцы. Это новый Сталинград. А на перекрёстках улиц — памятники обороны Царицына и обороны Сталинграда. Бетонная глыба, и в неё впаян танк, первый танк, про рвавший линию немецких окопов. На другой глыбе пулемёт и под ним надпись, из которой вы узнаёте, что у этого пулемёта до последнего дыхания бился наш солдат. Это та самая площадь, с которой мы знакомы по фильму «Падение Берли на»... Каждому памятен кадр: митинг воинов, освободивших Сталинград... Су ровые и гордые лица победителей, •— со ветских воинов... Из подвала разрушен ного здания выходят фашистские гене ралы и офицеры с поднятыми вверх ру ками... Внимательнее взглянем на высокий, светлый дом универмага, фасад его вы ходит на площадь: на углу этого здания мы увидим чугунную доску с надписью, которая говорит о том, что в подвале этого дома был пленён фельдмаршал Паулюс... ...Сталинградский тракторный завод... Разрушенные цехи, разрушенные до та кой степени, что в них трудно пройти. Груды камней, рухнувшие, огнём сви тые в штопор, балки перекрытий. И — рядом — сверкающи© стеклом новые це- хи завода. А в старых цехах вот в этих развалинах под огнём врага сталинград цы ремонтировали танки, одевали в броню тракторы и отсюда выезжали пря мо в бой на передовые позиции, кото рые были всего в трёхстах-четырёхстах метрах от завода. ...Мамаев курган, изрытый траншея ми, воронками, с выжженной солнцем травой... В тот день, когда я б!ыл на этом кургане, делегация женщин демо кратической Германии приносила здесь клятву верности делу мира во всём мире. В редакции местной газеты мы долго рассуждали о том, каким образом луч ше поехать на трассу Волго-Дона. Вы сокий молодой человек — Володя Ерё менко, корреспондент газеты по отделу великих строек, — выезжал на полутор ке в район строительства, и через пол часа мы уже ехали по асфальтирован ной дороге мимо Чапурниковской лест ницы. III Волго-Донской судоходный канал имеет протяжение сто один километ . На нём 13 шлюзов, девять на Волж ском и четыре на Донском склоне. На водораздел на высоту в сорок четыре метра вода поднимается из Дона с по мощью трёх насосных станций. Она на полняет три водохранилища — Карпов- ское, Береславское и Варваровское. Из этих водохранилищ, ширина которых составляет четыре-пять, а длина семь- восемь километров, постоянно подпи тываются шлюзы, а из Варваровского шлюза — ещё и Ергененский ороси тельный канал, который пройдёт по во доразделу между Доном и Волгой, и, та
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2