Сибирские огни, 1952, № 4
лажнённая территория, одна треть — пустыни, и только одна треть (средние географические широты) относится к зо не 'более или менее оптимального ув лажнения. Но и здесь из года в год ко личество осадков колеблется в больших пределах и очень часто наступают за сушливые годы; в центрально-чернозём ных областях каждый четвёртый или пя тый год — засушливый, в Заволжье за сушливые годы наступают ещё чаще. Резкие колебания величины атмосфер ных осадков в средних широтах объяс няются тем, что они — эти широты — являются ареной столкновения громад ных воздушных масс, двигающихся с се вера на юг и с юга на север. И вот, в зависимости от того, какие из них окажутся более мощными — север ные ли продвинутся дальше на юг, или пришедшие с юга, очень сухие воздуш ные массы продвинутся на север,—здесь и наступают то влажные, то засушливые годы. Кроме того, колебания влажности в наших широтах объясняются ещё и тем, что здесь пролегает так называемый ба рический хребет, или, как его иногда называют — Ось Воейкова — по имени выдающегося русского учёного, который открыл её. Барический хребет представляет со бой как бы завесу вертикальных нисхо дящих потоков воздуха в плоскости столкновения воздушных масс; эта заве са преграждает путь влажным и более лёгким воздушным массам. А так как барическая ось часто изменяет своё по ложение, колеблясь в пределах несколь ких градусов широты, то это также спо собствует ревкому изменению влажности наших территорий. Человек издавна стремился подчинить себе водную стихию, перераспределить воду по поверхности земного шара, пу тём создания гидротехнических сооруже ний, то есть сооружений, которые так или иначе1позволяют использовать воду. И мы с гордостью можем отметить, что на территории нашего государства уже века и тысячелетия тому назад на ходились выдающиеся мастера гидротех нического строительства, которые созда вали 'непревзойдённые пб своему време ни сооружения. История нашей отечественной гидро техники чрезвычайно богата примерами такого рода. Известно, найример, что около тысячи лет тому назад такая ре ка, как Аму-Дарья, была перегорожена каменной плотиной и воды её были На правлены в системы оросительных ка налов. Преградить плотиной такую реку, как Аму-Дарья, даже в современных усло виях, обладая самой совершенной тех никой, — нелёгкая задача. Тем не ме нее, река эта была использована таким образом в очень отдалённое время. Любопытно отметить, что только на эксплуатации и ремонте готовой плотины и прилегающей к ней системе каналов было занято около десяти тысяч чело век — ив них четыреста человек были водолазами. Разумеется,, водолазы того времени не обладали ни современными скафандрами, ни воздушным питанием. Все средства их производства состояли в том, что они имели при себе вязанку хвороста и кусок воска. Воском люди натирали тело, прежде чем нырнуть в очень холодную воду Аму-Дарьи — это служило для них своеобразной изоля цией. А хворост нужен был для того, чтобы, вынырнув из 'ВОДЫ, подбросить свою долю в общий костёр, около кото рого отогревались водолазы. Около пятисот лет тому назад дере вянной плотиной была перегорожена и река Волхов. Четвёртая новгородская летопись по вествует, что в 1528 году к архиеписко пу Макарию пришёл «Невежа Пскови- тин, Снетогорскош мельника человек» и сказал: «Аще бы мне кто повелел, сде лал бы есми на сей реце мельницу». Й вот на Волхове началось строительство: «...и ограду сдела, и колесо постави», и камень жерновяый постави, и камень на- ча и вететися...» Вершиной техники допарового период да, то есть того периода, когда не была известна паровая машина, считалось так называемое 'чудо Марли. Марли — ме стечко под Парижем, точнее под Верса лем. Там была резиденция французских королей и знати. В Марли инженер Са лем создал машину, которая состояла из 14 колёс, диаметром в двенадцать мет ров каждое. Колёса были соединены между собой системой, рычагов тяг, ша тунов, кривошипов. Всё назначение этой машины состояло в том, чтобы разбрыз гивать в сутки до пяти тысяч кубомет ров воды (фактически её» производитель ность была вдвое меньше). Каскады брызг в ночное время освещались огня ми разноцветных фонарей, и таким об разом всё сооружение служило только для увеселительной цели. Но действительное чудо техники того времени было создано вашим земляком, учеником и соратником изобретателя па ровой машины Ивана Ивановича Ползу- нова Козьмой Фроловым. Козьма Фролов, русский гидротехник, построил вододействующую машину из колёс, диаметр которых достигал 17 метров, близ города Змеиногорека в пре делах современного Алтайского Края. Если машина инженера Салема была построена им на открытом месте, то Фролов в горах проложил штольни об щим протяжением две тысячи сто мет ров. В местах установки рабочих колёс им были выдолблены ниши высотой до 21 метра. В такой нише может поме*- ститься пятиэтажный дом. Машина Козь мы Фролова служила той благородной цели, которой и призвана служить тех s. «Сибирские огни» № 4 .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2