Сибирские огни, 1952, № 4

лажнённая территория, одна треть — пустыни, и только одна треть (средние географические широты) относится к зо­ не 'более или менее оптимального ув­ лажнения. Но и здесь из года в год ко­ личество осадков колеблется в больших пределах и очень часто наступают за­ сушливые годы; в центрально-чернозём­ ных областях каждый четвёртый или пя­ тый год — засушливый, в Заволжье за­ сушливые годы наступают ещё чаще. Резкие колебания величины атмосфер­ ных осадков в средних широтах объяс­ няются тем, что они — эти широты — являются ареной столкновения громад­ ных воздушных масс, двигающихся с се­ вера на юг и с юга на север. И вот, в зависимости от того, какие из них окажутся более мощными — север­ ные ли продвинутся дальше на юг, или пришедшие с юга, очень сухие воздуш­ ные массы продвинутся на север,—здесь и наступают то влажные, то засушливые годы. Кроме того, колебания влажности в наших широтах объясняются ещё и тем, что здесь пролегает так называемый ба­ рический хребет, или, как его иногда называют — Ось Воейкова — по имени выдающегося русского учёного, который открыл её. Барический хребет представляет со­ бой как бы завесу вертикальных нисхо­ дящих потоков воздуха в плоскости столкновения воздушных масс; эта заве­ са преграждает путь влажным и более лёгким воздушным массам. А так как барическая ось часто изменяет своё по­ ложение, колеблясь в пределах несколь­ ких градусов широты, то это также спо­ собствует ревкому изменению влажности наших территорий. Человек издавна стремился подчинить себе водную стихию, перераспределить воду по поверхности земного шара, пу­ тём создания гидротехнических сооруже­ ний, то есть сооружений, которые так или иначе1позволяют использовать воду. И мы с гордостью можем отметить, что на территории нашего государства уже века и тысячелетия тому назад на­ ходились выдающиеся мастера гидротех­ нического строительства, которые созда­ вали 'непревзойдённые пб своему време­ ни сооружения. История нашей отечественной гидро­ техники чрезвычайно богата примерами такого рода. Известно, найример, что около тысячи лет тому назад такая ре­ ка, как Аму-Дарья, была перегорожена каменной плотиной и воды её были На­ правлены в системы оросительных ка­ налов. Преградить плотиной такую реку, как Аму-Дарья, даже в современных усло­ виях, обладая самой совершенной тех­ никой, — нелёгкая задача. Тем не ме­ нее, река эта была использована таким образом в очень отдалённое время. Любопытно отметить, что только на эксплуатации и ремонте готовой плотины и прилегающей к ней системе каналов было занято около десяти тысяч чело­ век — ив них четыреста человек были водолазами. Разумеется,, водолазы того времени не обладали ни современными скафандрами, ни воздушным питанием. Все средства их производства состояли в том, что они имели при себе вязанку хвороста и кусок воска. Воском люди натирали тело, прежде чем нырнуть в очень холодную воду Аму-Дарьи — это служило для них своеобразной изоля­ цией. А хворост нужен был для того, чтобы, вынырнув из 'ВОДЫ, подбросить свою долю в общий костёр, около кото­ рого отогревались водолазы. Около пятисот лет тому назад дере­ вянной плотиной была перегорожена и река Волхов. Четвёртая новгородская летопись по­ вествует, что в 1528 году к архиеписко­ пу Макарию пришёл «Невежа Пскови- тин, Снетогорскош мельника человек» и сказал: «Аще бы мне кто повелел, сде­ лал бы есми на сей реце мельницу». Й вот на Волхове началось строительство: «...и ограду сдела, и колесо постави», и камень жерновяый постави, и камень на- ча и вететися...» Вершиной техники допарового период да, то есть того периода, когда не была известна паровая машина, считалось так называемое 'чудо Марли. Марли — ме­ стечко под Парижем, точнее под Верса­ лем. Там была резиденция французских королей и знати. В Марли инженер Са­ лем создал машину, которая состояла из 14 колёс, диаметром в двенадцать мет­ ров каждое. Колёса были соединены между собой системой, рычагов тяг, ша­ тунов, кривошипов. Всё назначение этой машины состояло в том, чтобы разбрыз­ гивать в сутки до пяти тысяч кубомет­ ров воды (фактически её» производитель­ ность была вдвое меньше). Каскады брызг в ночное время освещались огня­ ми разноцветных фонарей, и таким об­ разом всё сооружение служило только для увеселительной цели. Но действительное чудо техники того времени было создано вашим земляком, учеником и соратником изобретателя па­ ровой машины Ивана Ивановича Ползу- нова Козьмой Фроловым. Козьма Фролов, русский гидротехник, построил вододействующую машину из колёс, диаметр которых достигал 17 метров, близ города Змеиногорека в пре­ делах современного Алтайского Края. Если машина инженера Салема была построена им на открытом месте, то Фролов в горах проложил штольни об­ щим протяжением две тысячи сто мет­ ров. В местах установки рабочих колёс им были выдолблены ниши высотой до 21 метра. В такой нише может поме*- ститься пятиэтажный дом. Машина Козь­ мы Фролова служила той благородной цели, которой и призвана служить тех­ s. «Сибирские огни» № 4 .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2