Сибирские огни, 1952, № 3

яснена в книге на такую тему, адресова­ на ли она взрослым или детям. «Трупы коченеют» (стр. 80), «Опять хоронят» (стр. 90)... И так без конца. Становит­ ся трудно читать. Многие зверства даже не мотивирова­ ны, Кто, к примеру, убил Терентия? По­ чему незначительная распря с лавочни­ ком Крюковым заставила Илью и его друга эвенка Хэнгена бежать из дому, а затем повлекла за собой немедленное прибытие десятка вооружённых всадни­ ков и жесточайшую расправу? Автор воспроизводит то одни, то дру­ гие события без всякого отбора, кото­ рый соответствовал бы идее произведе­ ния. Что может прибавить к развитию сю­ жета ещё одно предательское нападение белых? Почему читатель обязан верить в чудесное избавление Кузи латышом Гансом, о котором он в этот момент ни­ чего не знает? Откуда и зачем появляет­ ся бывший губернатор, чей-то брат?.. В книге П. Гинцеля рисуется много­ миллионное население Сибири — рус­ ские, эвенки, латыши (из латышской ко­ лонии), люди различных социальных категорий — крестьяне, помещики, куп­ цы, рабочие..., представители 'различ­ ных партий. Но большей частью они лишь названы, условно обозначены и, не­ редко, оставлены автором незавершён­ ными. Многие действующие лица, особенно Терентий, милиционер в начале повести, наделены известной характерностью. Но настоящих характеров в их развитии и становлении в повести нет. Писатель пользуется, главным образом, двумя красками: чёрной — для врагов и белой, даже часто розовой, для героев-друзей. Огромное количество необыкновен­ ных происшествий и обилие действую­ щих лиц требуют безукоризненной, чёт­ кой и ясной организации материала. На деле этого нет. Книга распадается на пло­ хо связанные между собой куски. Осо­ бенно разительно это заметно в четыр­ надцатой главе второй части, когда Катя и Сальма приезжают в город, начинается по существу, новая повесть о больше­ вистском подполье, а в начале третьей части, где в центре сюжета оказывается Андрей Петрович, — другая, и централь­ ный герой первой части Кузя занимает уже третьестепенное место. Новые книги по Алтайское краевое издательство в пос­ леднее время выпустило несколько но­ вых научно-популярных книг по исто­ Может быть, с ещё большей силой по­ роки книги сказываются в эпилоге. Опять-таки, в погоне за ложной занима­ тельностью, автор, устроив, спустя двад­ цать лет, встречу Кузи и Андрея Петро­ вича, заставляет их тут же расстаться и встретиться снова уже после войны, в наши дни. Опять автор невероятно на­ громождает события, вернее — приклю­ чения, и походя возникает ещё один сю­ жет, ещё одна тема — жизнь погранич­ ников. Кроме того, книге свойственны и лаки­ ровка действительности, и украшатель­ ство её. Несерьёзно, неуважительно представлено в эпилоге наше великое время, густо полито оно у П. Гинцеля розовым сиропом. Сплошные восторги — бессодержательные, слащавые, ничего общего не имеющие с подлинным чув­ ством гордости советских патриотов, строителей коммунизма, наполняют по­ следние страницы книги «Заре навстре­ чу» . Вот как схематично изображает автор передовой современный колхоз: «На перекрёстках улиц —•чистенькие водоразборные будки. На бульваре — широкие скамьи под деревьями. Тротуа­ ры вдоль всех улиц. Даже асфальт на площади Сталина. Магазины, киоски, ларьки, школы, кино, библиотека. Чудес­ ный памятник борцам-партизанам. Наряд­ ные люди на шумных улицах. Автомо­ били. И велосипедисты — юноши, и де­ вушки, подростки. Жизнерадостный смех. Музыка из раскрытых окон. Звуки оркестра из сада». Книга написана очень неровно. Неро­ вен и язык её. Местами он выразителен, но много в книге «лубочных» перлов, много «кинематографической скорого­ ворки» , которая только что приведена. И все-таки, нам кажется, что автор не лишён и литературного дарования и из­ вестного литературного умения. Он рас­ полагает запасом жизненных наблюде­ ний. Он может и должен освободиться от очень серьёзных и принципиально недо­ пустимых недостатков, обесценивающих его книгу. А Омское областное издательство пото­ ропилось издать недоработанную книгу. Для детей и юношества нужно писать так же, как для взрослых, только лучше. А. МАРГОЛИНА . истории Алтая рии Алтая, которые представляют жи­ вой интерес для читателя. Алтай — один из старых очагов рус­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2