Сибирские огни, 1952, № 3
дение», как наиболее частый способ ре агирования колхозников на те или иные факты, — в обеднённом виде представ ляет и колхозную массу, показывая её примитивной, неорганизованной. Тут уж самое количество случаев «гудения» переходит в качество! Вместе с тем, порою П. Бутурлакину удаётся найти выразительные сравнения, живые детали. Так, рассказывая о том, что на стройке электростанции упавшая стальная плита ударила Андрея, автор говорит: «Люди, бросая инструмент, кинулись к месту несчастья. Даже ковши экскава торов и те застыли над землёй, точно силясь рассмотреть, что случилось у плиты». Ярко написана картина старой дерев ни в воспоминаниях Луки Карих. Есть в повести и ещё несколько мест, свиде тельствующих о том, что. Бутурлакин может показать жизнь средствами ху дожника. В целом же «Огни в степи» —- произведение безусловно сырое, из ко торого не устранены даже резко бросаю щиеся в глаза многочисленные недодел ки и ошибки. О нашей молодёжи — студенческой, рабочей, журналистской—решил расска зать в своей пьесе «Золотое озеро» Бо рис Вахрушев. Судя по ряду эпизодов пьесы, моисно сделать вывод, что автор знает законы сцены и умеет иногда создать интерес ные сценические положения, преимуще ственно комедийные, которые удаются ему лучше. Почти в каждой роли есть что-нибудь такое, что было бы «интерес но сыграть». А образ Васи Ермакова,— бригадира молодёжной бригады и боксё- ра-любителя, на наш взгляд,, удачен вполне. Но основной конфликт пьесы, являю щийся «механизмом» всего сюжетного развития, раскрыт в такой схеме, что производит впечатление взятого автором не из глубин жизни, а с поверхности литературы. «Золотое озеро» построено на столкновении между молодым инже нером Юрием Молчановым, талантли вым, но самовлюблённым человеком, до пускающим, порою, даже некрасивые поступки, и его другом Константином Зориным, тоже талантливым, но не за знавшимся и, естественно, пользую щимся горячей поддержкой всего кол лектива, включая жену зазнайки. По сле ряда, грубых заблуждений (в ча стности, и бессознательно ревнивых до гадок о причинах заступничества жены за его друга), Юрий внезапно прозре вает, перестаёт путать белое с чёрным, чем он усиленно занимался до сих пор, и становится желанным членом коллек тива. И хотя в пределах этой готовень кой схемы молодой автор придумал не сколько своеобразных «поворотов» (не которые из них сами по себе интерес ны), всё же ему не удалось преодолеть самою схему. Это сковало его возмож ности, помешало добиться успеха, на который он, может быть, имел бы пра во рассчитывать, обратившись непосред ственно к жизни и отыскивая собствен ное решение вопроса. Если образ рабочего паренька Васи Ермакова, как мы уже говорили вы ше, — удача автора, если есть от дельные живые черты в .ролях десяти классницы Зои Зориной и алтайской девушки-студентки Чечек, то осталь ные образы по разным соображениям явно нуждаются в доработке. Костя Зорин обрисован с налётом явной идеализации, делающей его не столько реальным юношей, сколько неким «ан гелоподобным» существом. Корреспон дент краевой газеты Сергей Дубровин—- типичная «голубая» роль, лищ> услов ное. Здесь мы даже в намёке не видим не только живого характера, но и хотя бы представителя определённой профес сии. Он назван корреспондентом, но с таким же успехом его, изменив две реп лики, можно назвать аспирантом педин ститута, врачом, инженером или кем угодно другим. Недописан и образ студентки Ольги Ивановой, задуманный интересно. Оль га — человек сильный, безусловно ум ный, склонный к насмешливости. Но не совсем понятно, почему невероятно на зойливо звучит в её устах словечко «ро мантика»: «обожаю романтику», «люб лю всё романтическое», «моя романтиче ская душа», «никакой романтики», «это... романтично, как поэма» и т. д. В постоянном применении ею этого понятия ощущается такой грубый нажим, что можно подумать, будто девушка высмеи вает, передразнивает кого-то, старается развенчать чьё-то поверхностное понима ние романтики. Тем более, что рядом с фразой: «В любви должна быть роман тика... таинственная дымка», она про износит совершенно противоположную по смыслу и всей психологической окрас ке реплику: «Любовь — явление непо стоянное, а это (чайник. — Р. Б.) мате риальная ценность, недвижимое (?) иму щество. Бери чайник». И читатель на чинает думать, что более характерным для Ольги является такое шутливо-иро ническое отношение к «вопросу о ро мантике». Но объекта «разоблачения» в пьесе нет, а к тому же не только сама девушка, но и её друзья изо всех сил стараются уверить читателя, что Ольга действительно и совершенно всерьёз «об жает романтику». Читателю остаёт ся пожать плечами: характер сломан, он расплывается, авторское отношение к персонажу неясно. Ведь дело кончается тем, что Ольга в самом конце пьесы неожиданно осознаёт, что и в профессии агронома, которую она избрала, оказы вается, есть нечто «романтическое»! Недостаточно поработал Б. Вахрушев над индивидуализацией языка своих пер
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2