Сибирские огни, 1952, № 3
нов, оригинальное художественное реше ние, насытить произведение конкретны ми, интересными, жизненными подробно стями, увидеть и показать нечто по-осо бенному новое, индивидуальное? Скажем сразу: не сумел. К моменту сдачи рукописи в набор ав тор её фактически находился в такой стадии работы над ней, когда он ещё не освоил творчески, не осмыслил образно знакомый ему материал, не подчинил се бе наблюдённые факты, не стал коман довать ими, не успел, как говорил Горь кий, «выплавить, извлечь настоящую правду искусства» ив фактов. Наоборот, он сам — целиком во власти фактов, в плену у них. Зачастую он включает в повесть оче редную запись из своего блокнота, да так и оставляет совершенно нерасшиф рованным какой-то намёк на что-то, обры вает зародившуюся было сюжетную ли нию. К примеру, мы узнаём, что во вре мя войны в Коченёвку приехал укра инец — «толстенький хитроватый старик по фамилии Подайбог. Понравилась ему усадьба Хлыстова... Долго ходил Подай бог вокруг неуступчивого старика, пока сторговал его усадьбу за немалые день ги. Восемьдесят тысяч рублей положил Хлыстов в сундучок». Допустим. Но кто такой Подайбог, откуда у него деньги, что с ним стало потом, какую роль он играл в происходящем, — решительно ничего неизвестно! После этого Подай бог бесследно исчезает из повести •— будто и не появлялся в ней — и даже ни разу не упоминается. Зачем же было сообщать о нём, о его внешности, о его действиях? И каким образом могла оказаться включённой в повесть эта ненужная справка? Ответ только один: подобный факт был изве стен автору и, вероятно, записан им. Этого оказалось достаточным, хотя П. Бутурлакин не сделал даже попытки художественно освоить голый факт, сам по себе ничего не говорящий читателю. И никто не разъяснил молодому писате лю, что такой метод работы над повестью чужд искусству. Ещё пример. Двадцать вторая глава повести начинается словами: «Удивитель на сила коллектива» и далее идут рас суждения о том, что «если с человеком невозможно договориться один на один», то коллектив сумеет его убедить и ис править. «Одним из таких людей — ут верждает автор — был Семён Хлыстов». Добавим, что Семён Хлыстов до этой главы выступал в повести как активный участник сюжетного развития. Но как раз после многозначительного утвержде ния о силе коллектива мы узнаём о Хлы- стове только то, что он подал заявление с просьбой отпустить его на стройку, и не имеем никакого понятия о том, как же вёл себя Семён на страйке, т. е. не зна ем как раз того, как воздействовала на него сила коллектива. В решающий для этого образа, видимо, переломный мо мент Семён... исчезает со страниц пове сти, как исчез Подайбог. Начало главы буквально повисло в воздухе! Подчёрки ваем, что это только некоторые из воз можных примеров. Почти все образы повести, за исклю чением, пожалуй, очень живого образа старика Степана Лукаша, нуждались в дописывании, в углублении. Лука Карих в первых главах обрисо ван довольно интересно, мы видим Ка рих, верим его словам и поступкам. Но опять-таки решающий момент в сюжет ной биографии этого человека — его «перерождение», как и весь процесс осознания им всей неправильности сво его поведения за последние годы, — представлен автором неубедительно.. Чи татель не может поверить тому, что по ел© нескольких бесед с секретарём парт организации и секретарём райкома, — бесед, во время которых Карих, безус ловно, не узнал ничего нового и не имел оснований оказаться душевно взволно ванным, потрясённым, — этот упорный и своевольный человек вдруг коренным образом изменился. Ничего похожего не вытекает ни из содержания в целом, ни из хода разговоров, во время кото рых Карих слышал лишь фразы, вроде:- «надо уметь находить правильное реше ние, вести за собой народ, прислуши ваться к голосу передовых колхозников, учиться у них» (Говорков). Или: «учить ся тебе надо... больше к людям при сматривайся, старайся находить во-время ростки нового» (Байкалов). Ведь всё это — совершенно правильные мысли, но в такой общей, неконкретной форме они, конечно же, хорошо были известны опытному председателю колхоза. В главном герое повести Андрее Го воркове есть живые черты. Правдиво, например, описано его психологическое состояние, когда он, возвратившись по сле демобилизации в родную деревню, впервые входит в свою пустую квартиру и рассматривает портрет умершей без него жены. Но очень часто поступки и слова Го воркова противоречат замыслу автора— показать умного, дальновидного, передо вого человека советской деревни, идей ного руководителя колхоза. Ведь тот факт, что в беседах со своим старым другом Карих он, новый секретарь парт организации, ограничивается прописны ми истинами, не может найти путей к сердцу собеседника (по крайней мере, читателю невозможно поверить в это), характеризует его как человека прими тивного, руководителя плохого. Нельзя поверить и тому, как ворчливо и обывательски разговаривает он со шкурником Хлыстовым: «Брось, дядя, дурака валять» и т. д. У Говоркова есть основания относиться к Хлыстову отри цательно, но, разговаривая с ним так мелко, он вовсе не обнаруживает мо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2