Сибирские огни, 1952, № 3
то мужественный, с нарастающей силой: «Отсюда уходят пугливые лоси, Здесь слышится гром оглушительной силы». («Долина Катуни»), У К. Лисовского наряду с удачными стихотворениями в этом плане имеется ряд мелких недоделок. Нельзя, напри мер, было рассчитывать на то, что чи татель примет, как «поэтическую воль ность» разнобой в ударениях: «Сполохи падают во тьму» (стр. 57). «Автогенные сполохи, гам» (стр. 81). В слове «сполохи» на разных страни цах— разное ударение. То же самое — в слове «сакуй». «И боцман вытер рукавом сакуя» (стр. 188), «В оленьем сакуе, всегда с ружьём» (стр. 112). Смещается ударение и в некоторых других словах — «зимовье», «пурго- вые». Это наблюдается иногда и у И. Мухачёва — «минуло», «заводская», а также и у Н. Алексеева — «возведен ный» , «роженица». Читателю предо ставляется выбор: нарушить ритм, чтобы произнести слово с правильным ударе нием или ради сохранения ритма изме нить общепринятое произношение сло ва. А так как он предпочтёт первое, то звуковое оформление стиха пострадает. Это замечание не опровергается и тем фактом, что поэты исходят из утвержде ния, что колебания в ударениях в рус ском языке вообще не исключены. Ведь не обязательно эти колебания отражать. Более того — писатель должен способ ствовать унификации акцентологических норм литературного языка. Некоторые строчки читаются с «пре пинаниями»: «Но внезапно свисток по вторенный оборвал боевой мысли путь», «Между тем розовело окно и просох на печи в гильзах Пашковых порох» (Н. Алексеев). «И обосновывались бы заводы, шахты, города» (И. Мухачёв). «Напрасно думают многие, — писал Белинский, — что дурной язык и некра сивые стихи ничего не значат и могут искупиться полнотой чувств, богатством фантазии и глубокими идеями». К языку художественной литературы предъявляются высокие требования. Он должен быть точным, простым, вырази тельным, звучным, красивым. Грамотность — первая и неизбежная ступень в подступах к такому языку. «Если человек не может грамотно, пра вильно изложить свои мысли, значит, он и мыслит так же бессистемно, хао тично» , — говорит товарищ Сталин. Большое значение в творческом ма стерстве имеет также знание лексики. А. М. Горький писал: «Языковая лек сическая малограмотность всегда являет ся признаком низкой культуры и всегда сопряжена с малограмотностью идеоло гической,— пора, наконец, понять это». Повышение культуры речи, совершен ствование языка — это составная задача борьбы за то, чтобы с большей силой довести до народа самые передовые идеи нашего времени: эти идеи, как учат на ши вожди, становятся действенной си лой, когда они овладевают массами. Ф. ЯНОВСКАЯ. Пятая книга альманаха „Алтай 66 В очередной, пятой книге альманаха «Алтай» читатель найдёт имена двенад цати авторов, из которых многие высту пают в печати впервые. Алтайский край славится как одна из хлебных житниц страны, как край пере дового социалистического земледелия. На материале колхозной жизни построе но самое большое по объёму произведе ние альманаха — повесть молодого писа теля Прокопия Бутурлакина «Огни в степи». Бутурлакин поставил перед со бой задачу — рассказать о замечатель ной, полной небывалых увлекательных дел жизни передовой сельскохозяйствен ной артели, о самоотверженной борьбе колхозников за хлеб, за изобилие, за электрификацию деревни, за то, чтобы радостно и ярко горели светлые огни коммунизма в степи. Интересная, важная тема! Расстановка сил вкратце такова: Лука 12. «Сибирские огни» № 3. Карих — умный и опытный руководитель колхоза — не заметил, как на каком-то этапе жизнь обогнала его. Этот факт не сразу осознаётся и некоторыми колхоз никами, перед которыми ещё стоит авто ритет Луки Карих, заслуженный им в прошлом, Просмотрела это и заместитель секретаря партийной организации Семё нова. Возвратившийся с фронта Андрей Го ворков, бывший агроном колхоза, све жим взглядом и острым партийным чутьём быстро проникает в суть дела. Он мобилизует колхозников на реши тельную борьбу против отсталых взгля дов своего близкого друга Луки Карих— за дальнейшее движение колхоза вперёд. Как видим, сам по себе основной кон фликт произведения отнюдь не нов, он уже неоднократно использован и в про зе, и в поэзии, и в драматургии. Сумел ли автор дать этому конфликту собствен-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2