Сибирские огни, 1952, № 3

да глагола. Характеризуя отважного охотника эвенка Увачана в стихотворе­ нии «Увачан едет на фронт», К. Лисов­ ский, между прочим, замечает: «Он с нальмою на медведя часто, если встретиться приш лось , хо д и л » . Здесь сказуемое в главном предло­ жении выражено глаголом несовершен­ ного вида, а в придаточном — совершен­ ного. «Ходил на медведя» — значит ходил не один раз, а в словах «при­ шлось встретиться» указывается на од­ нократное событие. Кроме того, глав­ ное предложение рисует человека, кото­ рый добровольно «ходил на медведя», а придаточное, выражающее необходи­ мость — «пришлось встретиться», — разрушает это представление. (В стихотворении «Мой север» на во­ прос эвенка проводника: «Сколько ки­ лометров до Берлина?» лирический го­ рой отвечает: «До Берлина столько о с т а в а л о с ь , сколько нам до ближ­ него станка». Почему не «осталось», а «остава­ лось»? Если «оставалось», то когда? Наличие видовых форм в русском глаголе — важная особенность нашего языка, которой нельзя пренебрегать. «И с та л покорным старый Одер, И Эльба ползала у ног», — описывает Н. Алексеев наши победы над фашистской Германией. Первое ска­ зуемое передаёт результат действия, второе —продолженное действие. Это, разумеется, не способствует чёткости по­ дачи мысли. Ещё хуже: «И падал на пол номер «Правды» <«Памяти Кирова»). Несовершенная форма глагола здесь была бы допустима, 'вели бы действие повторялось или если б его нужно было изобразить в развитии, в течении. В стихотворении «Памяти Кирова.» известие о предательском убийстве вож­ дя завершается таким описанием: «И томская тайга пригнулась И траур входит в каждый дом. Мироныча запомнив юность, Волну чуть колыхала Томь». Здесь можно было бы употребить только деепричастие от глагола несовер­ шенного вида, в соответствии со. сказуе­ мым («колыхала», вспоминая, «помня»; «запомнила» Томь юность вождя не тогда, когда пришло известие о его ги­ бели, а значительно раньше). Впрочем, грамматическими исправлениями этих строк не спасти. В них — другой, неис­ правимый грех: поэт забыл, что дело происходит в декабре, когда Томь была скована льдом и покрыта снегом. Для изображения второстепенных по­ бочных действий и состояний использу­ ются деепричастные и причастные обо­ роты. «Пусть летит (1) этой песни радость по аулам твоей долины, громко славя (2) страну винограда и таёжный край соболиный», — говорит алтаец своему другу кабардин­ цу (И. Мухачёв «В гостях»). Деепричастие настоящего времени (2) обозначает действие, происходящее од­ новременно с действием, выраженным глаголом (1). Нельзя признать грамма­ тически правильным такое применение деепричастия в стихотворении К. Лисов­ ского «Увачан едет на фронт»: « У х о ­ ж у я, к р а й с в о й з а щ и щ а я » . Так мог бы сказать только солдат, ко­ торый с боями временно оставляет свой край. А Увачан ещё за тысячи километ­ ров от фронта, он ещё только уходит защищать свой край. В произведениях Н. Алексеева наблю­ дается нагромождение синтаксических конструкций, например, в стихотворении «Простой человек»— в 10 строфах- предложениях 7 деепричастных и при­ частных оборотов, правда, очень неслож­ ных. Слишком много, их и в стихотворе­ нии «Ленинское знамя». Это заслоняет главную мысль второстепенными дета­ лями, обременяет стих й вредит силе впечатления. Большов значение в поэзии имеет и звуковая организация стихов. Бросается в глаза однообразие ритма и интонации в некоторых стихотворениях Н. Алек­ сеева. «Любите Ленинское знамя» («Ленинское знамя»). «Немало видим между нами» («Орден Ленина»). «В родной Москве, моей столице» 1(«Ружьё Ленина») «Во время сталинградской битвы» («Народная любовь»). «Один комдив орденоносный» («Памяти Кирова»). «Такой содом пошёл, так пели» («Подруги»). «У веток с ветром перебранка» 1(«Осень»). Таким размером написано больше по­ ловины из 54 стихотворений сборника. Ритм не несёт никакой смысловой на­ грузки, он только формально организует речь; можно свободно куски одного сти­ хотворения соединять с кусками друго­ го. У И. Мухачёва ритм его стихотворе­ ний более органически связан с содер­ жанием; он то напевный, радостный: «Урсул в долине поёт, месяц горит над водой, весело сердце моё бьётся в груди молодой» («Радость алтайки»), то спокойный, размеренный: «Опять нехоженной тропою ты все долины обошла» («Осень»),

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2