Сибирские огни, 1952, № 3
дожественной литературы — выражений идеологии в образах. Особенности язы ка художественных произведений обус лавливаются изображаемым материалом, идейной направленностью автора и его индивидуальным творческим характер ром. Язык художественных произведений советских писателей должен прежде всего отвечать требованиям метода со циалистического реализма — правдиво го исторически-конкретвого отражения жизни, которую надлежит изменить в Интересах народа. Я зы к — «первоэлемент литературы » (Горький) — неразрывно связан со все ми другими элементами стиля. Целью этих заметок является разбор некоторых особенностей языка поэтичв- ски х сборников тр ё х сибирских поэтов — И. Мухачёва , К. Лисовского, Н. А л ек с е ев а и, преовдё всего, тех сторон сло варного состава и грамматического строя и:х языка, которые наиболее ти пичны для их индивидуально-художе ственного стиля, которые Наиболее ярко характеризуют этот стиль и так или иначе отражаются на качестве произве дений. Исчерпывающий анализ стиля не входит в эту тему. Сборники сибирских поэтов — «Из бранное» Н. А л ек сеева , «Моё роднОе» И. М ухачёва , «Стихи и поэмы» К. Лисовского написаны в оснЬвном на современном материале, в их тематике много общего, но каждый поэт по-свое- м у решает поставленные перед собой задачи, имеет свои особенности в ис пользовании общенародного языка. И. М ухачёв черпает материал для своей поэзии из жизни современного Алтая . Он поэтически воспроизводит красочный и богатый край, в котором живёт, трудится, движется вперёд но вый советский человек. И через частйое, алтайское, ему нередко удаётся показать общие, типичные черты нашей советской действительности. Пафосом борьбы за новое, пафосом созидания проникнуты крупнейшие и лучшие произведения И .' Мухачёва: поэмы «Сайгалата» , «Карло Тэтэнго- ди» , «Повесть о Демж ае» . Любовь к Родине, ненависть к её врагам, счастье свободного труда , радость творчества свойственны его лирическому герою. Это светлоё, оптимистическое мироощу щение определяет в основном характер всего сборника. В поэтическом воспроизведении окру жающего мира И. М ухачёв стремится к ясным простым словам, к прямому обо значению предметов, действий, лиц. Это стремление совершенно определённо вы . ражено в восьмистишье «Водопад» (1948 год): «Водопад. Утёс-громада. Кедр на том утёсе. Он В каждой капле водопада Как живой отображён. Мне б найти такие краски, Мне б такой секрет открыть, Чтоб вот так же просто, ясно Жизнь в стихах отобразить». И. Мухачёв отображает новый А л тай действительно просто и ясно. Но в некоторых его стихах , особенно в ран ней пейзажной лирике, чувствуется пас сивная созерцательность, объективизм и особенно отчётливо — в стихотворении «Человек» (19 3 4 год), заключительные строки которого гласят: «Я человек, и мне послушны Деревья, звери и вода». Воспевается некий вневременной че ловек, неизвестно для чего и как поко ряющий природу. Источник вдохновения К. Лисовского — север . Суровый и полный своеобраз ного очарования, он встаёт перед нами в ярких и ощутимых образах: тайга — «рыжая медвежья ш кура» , звезда над ней — «осколок зелёного л ьд а» , луна— «сломанный олений р о г» . Но К. Ли совский показывает нам, к сожалению, только внешнюю сторону полярного края. О людях, об их жизни и Культу ре, об их чаяниях и помыслах мимохо дом делаются замечания. Даж е такое историческое событие, как Великая Отечественная война, но нашло должно го отражения на страницах самого зна чительного раздела «Вдалеке от Боль шой земли». В стихотворении «Мой север» поэт только вскользь заводит речь о положении на фронте. «Сколько километров до Берлина?» — спрашивает эвенк-проводник лирического героя. На этот вопрос ответ даётся довольно неоп ределённый: «До Берлина столько оставалось, Сколько нам — до ближнего станка», и поэт возвращает нас к красотам с е верной природы, к обаянию того само го края, где «...теплота дороже всего на свете» («Край света»). Упоминания о войне, о фронте в большинстве других стихотворений так ж е декларативны, неконкретны и не ос танавливают на себе внимания. Основное в стихотворениях северно го цикла — экзотика Эвенкии, которая открывается поэту «во всём величии». В чём ж е это величие? «Бескрайние снега» , «седая даль» , «хмурые сопки», «крутые хр еб ты » , «груды серебра на пихтах» — их насыпал «кто»то щедрой дланью» и так до т ех пор, «...пока не наведёт на думы О том, что было и прошло, Огонь печурки в дымном чуме, Животворящее тепло». На какие ж е думы наводит поэта «огонь печурки в дымном чуме»? В сё это смутно. Я сно одно: С евер — это
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2