Сибирские огни, 1952, № 3
________ ______________ КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ 165 Заметки о я зы к е т р ё х п о этов На новом,, сталинском этапе развития наука о языке, очень сложная и колос сально обширная, привлекает всеобщий интерес,, и вопросы языкового мастер ства писателей становятся предметом обсуждения не только специалистов,, но и всей советской общественности. В жизни человеческого общества язык имеет почти безграничное значе ние. В своих гениальных работах, по свящ ённых вопросам языкознания, товарищ Сталин говорит: «Звуковой язык si истории человечества является одной из тех сил, которые помогли лю дям выделиться из животного мира, объ единиться в общ ества, развить своё мышление, организовать общественное производство, вести успешную борьбу с силами природы и дойти до того про гресса , который мы имеем в настоящее вр ем я» .1 Э та важная роль языка в че ловеческой истории естественно и зако номерно вытекает ив сущности языка, из его природы. М аркс и Энгельс рассматривают язык как «практическое, сущ ествующ ее для других людей и лишь тем самым сущ е ствующ ее такж е и для меня самого действительное сознание» ,2 как «непо средственную действительность мысли». В . И. Ленин называет язык «важней шим средством человеческого общ ения» . Развивая эти положения, товарищ Сталин указы вает , что язык «является вместе с тем орудием развития и борь бы общ еств а» .3 Выражал мышление, язык выполняет^ свою основную функцию в человече ском общ естве — коммуникативную, так как целью всякого высказывания мысли является сообщение её другим. Язык служи т человеку в качестве Необ ходимого орудия общения во в сех сф е рах деятельности — экономической, по литической, культурной. Я з ы к — «ос новной материал всякой книги, особен но беллетристической» (Горький). В о всяком общ естве беспрестанно происходят развитие и борьба, будь то борьба с, силами природы, классовая борьба или борьба мнений. Орудием этой борьбы является язык. Б удучи всенародным, творчеством многих поколений, язык одинаково об служивает все классы , всё общ ество в целом на протяжении многих веков. При этом он не о стаётся абсолютно неиз менным. Как и все общественные яв ления, он подлежит законам развития и изменения. 1 И. С т а л и н . «Марксизм и вопросы языкознания». Госполитиздат, 1951 г., стр. 46. 2 К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с . «Немец кая идеология». Соч., т. IV, 1933 г., стр. 21. 3 И. С т а л и н . «Марксизм и вопросы языкознания». Госполитиздат, 1951 г., стр. 23. История каждого языка своеобразна, её можно постичь только в: связи с кон кретной историей народа, которому язык принадлежит. Но изменения в языке совершаются по внутренним законам, отличным о т законов развития общ ества и о т законов, действующих в других языках. Они происходят не путём вне запных взрывов и революций, а «пу тём постепенного и длительного Накоп ления элементов нового качества, новой струк туры языка, путём постепенного отмирания элементов старого каче с т в а » 1. Язык обогащается , уточняется, совершенствуется . Мелкие количественные изменения, которые в языке беспрерывно соверш а ются, в, конце концов приводят к боль шим, качественным. Для того, чтобы в языке произошли качественные измене ния, равнозначные скачку , обычно тре буются века. Развитие языков от родо вых к племенным, о т племенных к язы кам народностей, о т языков народностей К языкам национальным представляет собой ряд последовательных скачков, совершающихся без взрыва, без рево люций. Национальные языки, таким об разом ,— результат общенародного твор чества многих поколений на протяже нии многих веков. Они не создаются во время образования наций, а наследую т ся о т предыдущих эпох, от предш еству ющих поколений, приобретая новое ка чество и закрепляясь в литературе. Литературный язык — это, следоваг те1льно, язык народа,, обработанный дея телями политики, науки, художественной литературы , искусства . Это язык, очи щенный от архаизмо® и варваризмов, о т областнических и жаргонных выра жений, язык, в котором из обширного народного языка отбирается самое цен ное. Литературный язык воплощается в различных видах речи; деловой, публи цистической,' научной, художественной и т. д. Располагая общим словарём и подчиняясь единым грамматическим нормам, они, тем не менее, различаются выбором слой и сТроем предложений. В языке художественной литературы лишь в ограниченной мере находят ме сто такие лексические слои и обороты речи, которые составляют сущность других речевых стилей: делового, техни ческого, научного, публицистического. С другой стороны , он часто выходит за пределы норм общелитературного языка, включая разговорно-бытовую , ар хаическую , жаргонную , диалектную лексику, если это нужно для боле© у с пешного .решения основной задачи х у 1 И. С т а л и н . «Марксизм и вопросы языкознания». Госполитиздат, 1951 г., стр. 27.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2