Сибирские огни, 1952, № 3

________ ______________ КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ 165 Заметки о я зы к е т р ё х п о этов На новом,, сталинском этапе развития наука о языке, очень сложная и колос­ сально обширная, привлекает всеобщий интерес,, и вопросы языкового мастер­ ства писателей становятся предметом обсуждения не только специалистов,, но и всей советской общественности. В жизни человеческого общества язык имеет почти безграничное значе­ ние. В своих гениальных работах, по­ свящ ённых вопросам языкознания, товарищ Сталин говорит: «Звуковой язык si истории человечества является одной из тех сил, которые помогли лю­ дям выделиться из животного мира, объ ­ единиться в общ ества, развить своё мышление, организовать общественное производство, вести успешную борьбу с силами природы и дойти до того про­ гресса , который мы имеем в настоящее вр ем я» .1 Э та важная роль языка в че­ ловеческой истории естественно и зако­ номерно вытекает ив сущности языка, из его природы. М аркс и Энгельс рассматривают язык как «практическое, сущ ествующ ее для других людей и лишь тем самым сущ е ­ ствующ ее такж е и для меня самого действительное сознание» ,2 как «непо­ средственную действительность мысли». В . И. Ленин называет язык «важней­ шим средством человеческого общ ения» . Развивая эти положения, товарищ Сталин указы вает , что язык «является вместе с тем орудием развития и борь­ бы общ еств а» .3 Выражал мышление, язык выполняет^ свою основную функцию в человече­ ском общ естве — коммуникативную, так как целью всякого высказывания мысли является сообщение её другим. Язык служи т человеку в качестве Необ­ ходимого орудия общения во в сех сф е ­ рах деятельности — экономической, по­ литической, культурной. Я з ы к — «ос­ новной материал всякой книги, особен­ но беллетристической» (Горький). В о всяком общ естве беспрестанно происходят развитие и борьба, будь то борьба с, силами природы, классовая борьба или борьба мнений. Орудием этой борьбы является язык. Б удучи всенародным, творчеством многих поколений, язык одинаково об ­ служивает все классы , всё общ ество в целом на протяжении многих веков. При этом он не о стаётся абсолютно неиз­ менным. Как и все общественные яв­ ления, он подлежит законам развития и изменения. 1 И. С т а л и н . «Марксизм и вопросы языкознания». Госполитиздат, 1951 г., стр. 46. 2 К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с . «Немец­ кая идеология». Соч., т. IV, 1933 г., стр. 21. 3 И. С т а л и н . «Марксизм и вопросы языкознания». Госполитиздат, 1951 г., стр. 23. История каждого языка своеобразна, её можно постичь только в: связи с кон­ кретной историей народа, которому язык принадлежит. Но изменения в языке совершаются по внутренним законам, отличным о т законов развития общ ества и о т законов, действующих в других языках. Они происходят не путём вне­ запных взрывов и революций, а «пу­ тём постепенного и длительного Накоп­ ления элементов нового качества, новой струк туры языка, путём постепенного отмирания элементов старого каче­ с т в а » 1. Язык обогащается , уточняется, совершенствуется . Мелкие количественные изменения, которые в языке беспрерывно соверш а­ ются, в, конце концов приводят к боль­ шим, качественным. Для того, чтобы в языке произошли качественные измене­ ния, равнозначные скачку , обычно тре­ буются века. Развитие языков от родо­ вых к племенным, о т племенных к язы ­ кам народностей, о т языков народностей К языкам национальным представляет собой ряд последовательных скачков, совершающихся без взрыва, без рево­ люций. Национальные языки, таким об ­ разом ,— результат общенародного твор ­ чества многих поколений на протяже­ нии многих веков. Они не создаются во время образования наций, а наследую т­ ся о т предыдущих эпох, от предш еству­ ющих поколений, приобретая новое ка­ чество и закрепляясь в литературе. Литературный язык — это, следоваг те1льно, язык народа,, обработанный дея­ телями политики, науки, художественной литературы , искусства . Это язык, очи ­ щенный от архаизмо® и варваризмов, о т областнических и жаргонных выра­ жений, язык, в котором из обширного народного языка отбирается самое цен­ ное. Литературный язык воплощается в различных видах речи; деловой, публи­ цистической,' научной, художественной и т. д. Располагая общим словарём и подчиняясь единым грамматическим нормам, они, тем не менее, различаются выбором слой и сТроем предложений. В языке художественной литературы лишь в ограниченной мере находят ме­ сто такие лексические слои и обороты речи, которые составляют сущность других речевых стилей: делового, техни­ ческого, научного, публицистического. С другой стороны , он часто выходит за пределы норм общелитературного языка, включая разговорно-бытовую , ар­ хаическую , жаргонную , диалектную лексику, если это нужно для боле© у с ­ пешного .решения основной задачи х у ­ 1 И. С т а л и н . «Марксизм и вопросы языкознания». Госполитиздат, 1951 г., стр. 27.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2