Сибирские огни, 1952, № 3
как реагировала на это их дочь: «Сего дня несколько раэ она звонила ио теле фону, делилась своими переживаниями и впечатлениями». Вся пьеса написана таким «методом». * ** Редакционная статья «Правды» с пре дельной ясностью охарактеризовала се годняшнее состояние нашей драматургии и главные причины её отставания. Полноценное изображение человека — в его творческой, трудовой деятельно сти, в его общественном и бытовом по ведении, во всей сложности психологи ческих мотивов этого поведения, во всём многообразии духовных запросов строи теля коммунизма — всё это возможно лишь при органическом сочетании ряда условий: глубокого знания жизни, высо кого уровня драматургического мастер ства и, разумеется, — соответствующего идейно-теоретического багажа. Ведь и самое знание жизни должно быть ос мыслено с позиций марксистско-ленин ского мировоззрения, гениально разви ваемого Сталиным! Без этого нет и со циалистического реализма. В частности, е распоряжении писателей, в том числе — драматургов, имеется такое замеча тельное оружие, как сталинские труды по языкознанию. Интересен тот факт, что великий сердцевед Островский с острым интере сом отнёсся к только что вышедшей тогда работе Сеченова «Рефлексы голов ного мозга». Островский считал, что это поможет ему, как бы мы сказали теперь, «повысить свою квалифика цию!» . А разве не помогло бы нашим дра матургам «читать людей» (о необходимо сти чего напоминал им Горький) обраще ние к замечательному павловскому уче нию о высшей нервной деятельности? Естественно, что в создавшемся в на шей драматургии, а следовательно', и ре пертуаре театров, положении в первую очередь повинны сами драматурги. «Всё, что ни выражает своею игрою актёр, — говорил Белинский, — всё то заключает ся в авторе... если характер, созданный поэтом, неверен, неконкретен, то как бы ни была превосходна игра актёров, она есть искусничанье, а не искусство, шту карство, а не творчество, исступление, а не вдохновение...». Вместе с тем, одной из существенных причин отсутствия высококачественного, идейно и художественно полноценного репертуара является и явно недостаточ ная активность самих театров в созда нии, в организации такого репертуара. Ведь нечего греха таить, у некоторых театральных работников выработалась привычка «сидеть у моря» да ждать та кой погоды, при которой отличные пье сы сами посыплются на них, как манна небесная. У них имеется наготове и сво его рода теоретическое обоснование сво ей «позиции невмешательства» в то, чт® происходит на драматургическом фронте: не можем же мы, дескать, «писать за автора» или вмешиваться в его творче ский процесс. Есть такие настроения и среди театральных работников Сибири, в частности, Новосибирска. Но писать за автора от них никто и не требует. А вот интенсивно, бережно помогать драматургу, особенно молодому, в до работке пьесы, хотя пока и неяркой, но содержащей интересное «зерно» и сви детельствующей о способностях автора— это их прямой долг. Станиславский (подобно Белинскому) считал, что спектакль может развивать лишь то, что заложено в пьесе. Однако, он активно способствовал тому, чтобы идейное содержание пьесы современно го драматурга было как можно более богатым и как можно более ярко выра женным. Не собираясь писать за автора, он всё^гаки «вмешивался» в его твор ческий процесс, добивался остроты конфликтов, стройности композиции, ха рактерности языка и считал основой те атра именно «любовь к литературной работе в театре» . Как актуально звучат сейчас эти слова! Не меньшая вина лежит и на теат ральной критике, которая еще не поста вила в центр своего внимания вопросы художественного мастерства, вопросы умения драматургов создавать пьесы в ■полном соответствии с жизненной прав дой. Наоборот, немало появляется в га зетах и журналах таких рецензий, кото рые дезориентируют драматургов. Непростительным является тот факт, что, например, в журнале «Сибирские огни» за все послевоенные годы появи лась только одна пьеса — «Навсегда» М. Максимова — да и та, несмотря на заключённые В' ней положительные мо менты, — напечатана в недоработанном виде, с серьёзными ошибками. Мало за нималась редакция привлечением к уча стию в журнале молодых способных драматургов, полагаясь на самотёк. Мало занимаются этим вопросом и мастные отделения Союза советских пи сателей. Назрела необходимость органи зации при Новосибирском отделении ССП секции драматургов, пусть пока не многочисленной. И в Новосибирске, и в других городах Сибири сейчас много но вых литераторов работают над пьесами. В частности, можем назвать молодого драматурга В. Лаврентьева. Способные люди есть. Надо им помогать! «Вдохновенный труд, борьба писате лей и работников театра за выполнение указаний партии, товарища Сталина обеспечат дальнейший подъём советской драматургии, советского театрального ис кусства». («Правда»). В этом нет никакого сомнения! Борис РЯСЕНЦЕВ .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2