Сибирские огни, 1952, № 3
то невероятное, что сюжетная линия, приводящая героев к подобному приз нанию, фантастична и не имеет ничего общего с действительностью. Напротив: зазнайство, кичливость, упоение своими успехами — в ущерб коллективной ра боте, индивидуалистические замашки — это одна из форм пережитков капита лизма, тормозящих движение социали стического общества вперёд. Не у всех советских людей «революционное само сознание уже переросло в эмоцию, в несокрушимую волю, стало таким же инстинктом, как голод и любовь» — го ворил Горький. Поэтому и ситуации, вроде избранной, скажем, Костюковским и Левантовской, возникают в жизни нередко. Но эти, похожи© одна на другую (внешней своей стороной) ситуации, как и люди со сходными чертами характера в каждом данном конкретном случае об ладают неповторимым своеобразием и по-новому интересны для зрителя, если автор сумел увидеть и показать их изнутри. В большинстве же пьес они удручающе однообразны, — и эти сю жетные положения, и эти талантливые гордецы, упорствующие в своём инди видуализме, убеждённы© в правоте своего зазнайства, а в развязке молни еносно становящиеся послушными, смирненькими агнцами. Они не только поступают, но и говорят совершенно одинаково, будто всюду, несмотря на указанные авторами биографические, профессиональные, возрастные разли чия, показан, тем не менее, один и тот же человек! Да простит нас чита тель (и авторы!), но маленький монолог посрамлённого эгоиста, цитированный выше, принадлежит не только Алёше Иванову, Он составлен вперемежку из реплик героев... трёх пьес: Валентина Листовского ( «Аттестат зрелости» Л. Гераекиной), Юрия Молчанова («Зо лотое озеро» Б. Вахрушева) и Алёши. Ученик десятого класса, выпускник ин ститута и молодой рабочий... Любопытно, что сюда же без труда можно было бы органически вмонтировать и покаянные реплики весьма пожилого директора леспромхоза Ивана Степановича Зуба рева (пьеса С. Сартакова «Песн1я над рекой»), который всю жизнь стремился «любой ценой удержать первое место» и ради этого «шёл на всё», а в момент развязки пьесы вдруг понял, что ему надлежит в корне перемениться. Сов сем нетрудно было бы составить и боль шой монолог из реплик героев десятка пьес. Неумение убедительно показать про цесс тех постепенных, сперва незамет ных изменений в психике, в душевном мире, во взглядах героя, которые, в конце концов, приводят к «скачку», неумение психологически мотивировать перелом, о котором только стандартно декларируется — один из распростра нённых недостатков, в разной степени проявляющихся в творчестве многих драматургов. *** «Цифры, формулы... и сколько за всем этим твоего горячего чувства, Анд рей!» — говорит одна из героинь пьесы И. Балибалова «Высокий накал», пере листывая тетрадь директора коксохими ческого завода инженера Стромова, за нятого поисками принципиально нового способа коксования углей. В жизни, конечно, так оно и долж но быть: за цифровыми расчётами, за) химическими формулами, торопливо на бросанными рукою новатора, всегда ощу щаются кипение страстей, бессонные но чи, вдохновенные, порою мучительные поиски, горечь временного разочарова ния, острая радость постижения иско мого, борьба за утверждение новой технической идеи, за реализацию от крытий. Да, в жизни бывает так. Но этого-то как раз не хватает во многих пьесах, среди которых, «Высокий какал» не составляет исключение. Поэтому-то и бросается в глаза не- оправданность символического заглавия пьесы И. Балибалова (выражение «вы сокий накал» должно по замыслу автора относиться не только к коксовым печам, но и к людям). В пьесе есть именно цифры и форму лы, печи и самопишущие приборы, таб лицы анализов и логарифмические линей ки, есть бесконечные разговоры по по воду разных способов коксования углей, но очень мало подлинного горячего чув ства. Есть технология, но очень мало- психологии! Мы говорим «мало», ибо в зародыше это имеется, и отдельные (к сожалению, редкие), удачные эпизоды свидетель ствуют о том, что при условии глубокого- изучения жизни, при наличии воли к овладению мастерством, И. Балибалов мог бы добиться успеха в драматургии. Есть, например, живые черты в образе Симы, младшей дочери старого мастера Ионыча. Сима наделена свойственной ей, естественной для неё манерой гово рить, своей интонацией, без чего вообще невозможно создать сценический образ. Но это — персонаж второстепенный в почти никак не влияющий на магистраль ную линию пьесы. Надо сказать, что завязка пьесы заин тересовывает. Автор отходит от набив шей оскомину ситуации, в которой руко водитель предприятия выступает непре менно как консерватор и «зажимщик», мешающий всему новому. Напротив, здесь директор завода сам является но ватором, работающим над интересной технологической проблемой. Однако беда в том, что эта проблема.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2