Сибирские огни, 1952, № 3
ролей должен в той или Иной степени, как говорят актёры, — «играть на не го». А в первую очередь «играет» на него сам автор и, думается, несколько переигрывает. Листовский не просто первый ученик школы, он человек исключительно ода рённый. Лучший математик, молниенос но решающий трудные задачи, он и на -экзаменах по литературе даёт — если верить секретарю райкома комсомола — такие глубокие ответы, которых даже от студентов не услышишь. Он велико лепно знает языки и читает Маяков ского в переводе на немецкий. Он — незаурядный музыкант и вдохновенно, бурно, страстно играет на рояле не только произведения Шопена, но и соб ственные импровизации, выражая в них состояние своей души. Валентин — и поэт. Кроме того, в его голове бро дит техническая идея — создание но вого типа стратостата. Увлекшись обрисовкой этой фигуры, Л. Гераскина оставила многих других персонажей недорисованными.. Окру жающие Валентина школьники (боль шинство из них) выглядят ординарны ми, средненькими людьми. Тот же Лё ня Жарков, который своим поведением в семейной обстановке запоминается и вызывает отклик зрителя, в школе — сереет, обесцвечивается. Мы узнаём вскользь, что когда-то, до начала действия пьесы, Валентин облаг дал хорошим характером, а потом «за гордился». Но «загордился» ой так, что теперь представляет собою холодного, высокомерного эго,иста. Что же произошло в нём после того, как его исключили из комсомола? Осо знал ли, прочувствовал ли он действи тельно то, о чём мы узнаём в конце? Мы, правда, видим, как Валентин даже плачет на плече классного руководите ля, говорит, что ему тяжело и стыдно. Но чем всё-таки это вызвано? Не дей ствуют ли здесь только мотивы ущем лённого самолюбия, побуждения той же гордости? Дескать, как же так, я, которого все называли гордостью шко лы, которому все завидовали, который заставлял себя снисходительно спу скаться до уровня остальных ребят, — и вдруг опозорен! Может быть, именно эти чувства не позволяют ему прими риться с новым положением? Здесь, как и во многих пьесах, построенных на «раскаянии грешника», — зафиксиро ван только конечный и внешний резуль тат, а не внутренняя подготовка этого результата. Это снижает ценность «Аттестата зрелости». И хотя зритель принимает пьесу и в таком виде, он испытывал бы более глубокое удовлетворение, если бы изменения в психике главного героя пьесы были показаны убедительнее, если бы окружающие) его люди были выписаны ярче. Чуткая, доверчивая заинтересован ность коллектива советских людей в судьбе каждого отдельного человека, трогательная, деловая забота о сиротах героев Великой Отечественной вой ны — вот что как-будто является одной Из главных мыслей пьесы Б. Костажов- ского и В. Левантавской «Судьба то варища». Вред зазнайства, неизбежный крах всяких попыток успешно Творить в одиночку, в отрыве от коллектива, — вот что, повидимому, составляет вто рую — и непосредственно связанную с первой — основную мысль этого про изведении (как и очеЛь многих других). Лучшая сцена в пьесе — пролог. Это — чёткая экспозиция, заставляю щая с интересом ожидать дальнейшего. Это — пронизанный большим внутрен ним волнением и обладающий лаконич но-сценической выразительностью эпи зод. Здесь — и напряжённый, характе ризующий людей, их состояние и об становку действия, диалог: «Действие пролога происходит зимой 1943 года в одном из сибирских горо дов. Небольшая барачная комната, тёмная от замёрзших сверху донизу мохнатых, сумрачных окон... Не поймёшь, что на улице: утро или вечер. Вся обстановка комнаты: кровать, тумбочка, стул и ши рокая лавка у стены. Входная дверь покрыта белым мохнатым ийеем. На по стели Лежит Наташа Иванова, укры тая до глаз одеялом.. Она лежит очень тихо. Слышно, как кто-то отдирает при мёрзшую дверь. Входит Алёша Иванов в стёганке, тёплой шапке, валенках, с охапкой дров, бросает их с размаху возле печки. Наташа вскрикивает. А л ё ш а . Кто это? Кто здесь? Н а т а ш а . Зачем ты стучишь? А л ё ш а . Наташа... Н а т а ш а . Ты меня напугал. А л ё ш а . Я не знал, что ты дома. Когда ты вернулась из больницы? Н а т а ш а . Где ты был всё время? Где ты был, Алёша? А л ё ш а . Я уезжал в подсобное хо зяйство чинить инвентарь к посевной. Я не знал, что тебя так скоро выпишут». В разговоре между братом и сестрой выясняется такая чёрточка характера Алёши, как переоценка собственных сил, да и собственного значения, стрем ления всё делать «самостоятельно», без чьей бы то ни было помощи. Знакомим ся мы в прологе и с парторгом Haropo- вым, пришедшим навестить ребят. На клоняясь над Наташей, Напоров спра шивает, что с ней. « Н а т а ш а ( в и н о в а т о ) . Я не знаю, товарищ Нагоров.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2