Сибирские огни, 1952, № 3
борьбе и к нам, живущим сегодня. Он звал к борьбе, он радовался грядущей победе. Пьеса пронизана пафосом борьбы большевистской партии за счастье на рода, пафосом рождения нового обще ства. В разоблачении наглых интервен тов, мечтавших о .несметных богат ствах вашей страны, уже видевших се бя в воображении хозяевами великого свободолюбивого народа — в остро са тирических образах Крэса, Уорда, Жа лена — большая политическая значи мость и художественная удача Макси мова. Вместе с тем, в пьесе есть крупные срывы. Идейно ошибочно выписан об раз крестьянина Дерюги — чудаковато го мужичка, который никак не может представлять собой массу реального крестьянства, выступавшего как револга-, ционный союзник пролетариата. Не уст ранён из пьесы и ряд мелких истори ческих неточностей. Сибирскими писателями написано ещё несколько исторических пьес. На пример, Сергей Сартаков инсценировал свой роман «Хребты Саянские». Как известно, инсценировка — дело очень сложное и не всегда себя оправдываю щее. Сартаков преодолел много труд ностей на этом пути. В пьесе встреча ется несколько интересных эпизодов, увлекающих . зрителя своей напряжён ностью и остротой. Но в целом бросает ся в глаза рыхлость, растянутость. Не редко материал романа, «втиснутый» в пьесу, так и грозит «взорвать» её, убивает сценичность. Можно назвать ещё пьесу А. Ольхо- на «Вшпойский узник», посвящённую Чернышевскому в период его сибирской ссылки. Хорошие пьесы на исторические темы имеют несомненное значение для репер туара театров, для живого, образного ознакомления зрителей с нашим прош лым. Островский говорил когда-то: «Историк передаёт, ч т о бы ло; драма тический поэт показывает, к ак было- , он переносит зрителей на самое место действии и делает его участником собы тия» . Но основой репертуара каждого теат ра должны быть, конечно, пьесы на со временные темы, рассказывающие об ин тересной, небывало увлекательной жиз ни советских людей, об их борьбе за построение коммунизма. .IV Среди пьес, удерживающихся в ре пертуаре некоторых театров страны, в том числе Москвы и Ленинграда, можно назвать «Аттестат зрелости» красно ярского драматурга Л. Гераскиной. Ужо в названии этого произведения можно уловить основную мысль автора: окон чание средней школы, получение атте стата зрелости — чрезвычайно важный и ответственный рубеж в жизни совет ского юношества. Старшеклассники, их учёба, их интересы, заботы и думы, тревоги и радости, заблуждения и ошибки, их взаимоотношения с педаго гами и с райкомам комсомола — вот что задумала показать Л. Гераскина. Из брав чёткий, острый драматургический конфликт, конфликт между талантли вым, -но зазнавшимся учеником, привык шим считать себя гордостью школы, и всем коллективом, — автор развёр тывает его в ряде разнообразных — и по месту действия и по настроению — эпизодов. В отличие от многих, появив шихся в последние гады, пьес «Аттестат- зрелости» — пьеса, пронизанная актив но развивающимся действием. Л. Ге раскина очень хорошо поймает, что- такое сцена и сценичность. Это ясно уже с первой же страницы пьесы, с её зачина, когда мы видим вы бегающую из класса молодую учитель ницу, прервавшую урок. Вне себя, в смятении чувств, со слезами рассказы вает она классному руководителю деся того класса о том, что произошло на уроке. «Ох, какой это иезуит! — гово рит она о Валентина Листовском. — Главное, не к чему придраться. Смот рит на меня своими невинными глаза ми и усердно поддакивает. Ребята, ко нечно, отвлекаются, смеются, а стоит кому-нибудь запротестовать, как он вскакивает и громко возмущается, что ему не дают слушать такой увлекатель ный урок... Он принялся задавать мне глупейшие вопросы, и я не выдержала. Мне показалось, что я закричу, кинусь на него, и я выбежала из класса!» , Это сразу заинтересовывает зрителя и даёт сильный толчок движению сюже та. Гераскина сумела передать атмо сферу школьной жизни последних ме сяцев перед выпускными экзаменами. Умно, без сентиментальностей я без сухости передана и хорошая атмосфера в семье Жарковых, — взаимоотношения Лёни и Вики друг с другом и с ма терью, причём образ Вики, обаятельной девушки, — лучший в пьесе. Мы не только видим, что она делает, — мы с невольным душевным откликом при стально следим за её мыслями, за ее переживаниями. Короче: это живой че ловек. Сама Жаркова — умная совет ская женщина, любящая мать, мать-друг и чуткий воспитатель, а не скучное оли цетворение образцово-показательного «материнского руководства», какое ино гда приходится видеть — не в жизни, конечно, — на сцене. Однако не на семье Жарковых уста новлен идейно-сюжетный центр тяжести этого произведения. В сюжете все собы тия группируются вокруг Валентина Листовского, и исполнитель любой из.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2