Сибирские огни, 1952, № 3

JL обречены историей — и не за горами час расплаты. Маляревский показывает «изнутри» оба лагеря. За образами руководителя забастовки большевика Фёдорова, старого рабочего Никиты Русских, Трифона, Степана, Тю- кина, подростка Пети, таких женщин, как Пелагея, Маланья, Даша, как актив­ ная подпольщица — учительница Свет­ лова, ощутим многотысячный коллектив рабочих приисков. В соответствии с исторической правдой драматург не де­ лает рабочих сразу сплочёнными, не при­ писывает им одинаково высокий уровень классовой, политической сознательности. Напротив, он показывает, как нелегко ■было представителям большевистской партии, самоотверженным борцам за бу­ дущее счастье народное, ввести в орга­ низованное русло различные проявления стихийного недовольства и протеста, пре­ одолеть инертность или даже пассивное сопротивление наиболее отсталой части рабочих, вроде бывшего старателя Ни­ кифора. В развитии сюжета мы видим постепенное сплочение рабочих для ор­ ганизованной непримиримой борьбы. И то, что в живых образах, на примере кон­ кретных человеческих судеб, органиче­ ски, а не иллюстративно, изображён этот исторический процесс — одно из главных идейно-художественных дости­ жений автора. Разнообразен и лагерь врагов рабоче­ го класса — главный управляющий прии­ сками Пётр Демчинов, его помощник Ерёмин, окружной инженер Кульчицкий (провокатор), иркутский генерал-губерна­ тор, председатель Петербургского прав­ ления «Лензолото» барон Гинзбург, представитель концессионного, а на де­ ле — интервенционистского капитала — резидент лондонского правления «Лена- Гольдфилс» Чэлз, министр внутренних дел Макаров, меньшевик Полозов... Горький называл одним из необходи­ мых условий успеха драматургического произведения насыщенность его дейст­ вием. «Канун грозы» — это как раз не «историческая справка в лицах», како­ вой выглядят иногда пьесы о прошлом. Герои «Кануна грозы» не просто «про­ износят слова» того или иного полити­ ческого значения, — они совершают по­ ступки, характеризующие их и, вместе с тем, способствующие динамическому развёртыванию действия. Не случайно большинство ремарок в «Кануне грозы» относится не к интонации, с которой ар­ тист должен произнести реплику («весе­ ло», «мрачно» и т. д.), а к объяснению того, как персонаж поступает, что про­ исходит на сцене. Рассмотрим характерную для построе­ ния пьесы сцену из второго акта. Забастовка длится, но она ещё не распространилась на все прииски. Хо­ зяева идут на издевательски мелочные уступки и с угрозами требуют выхода на работу. Голодно! Некоторые рабочие, их жёны давно уже склонны к прекра­ щению забастовки. По первому акту мы знаем, что среди паникёров особенно вы­ деляется жена Никифора Маланья. Она готова стать штрейкбрехером. И вот в тот момент, когда Фёдоров в тревожном раздумье беседует с Ники­ той Русских и Тюкиным («До сих пор дальняя тайга не бастует... механические работают. А тут ещё Кульчицкий с По­ лозовым людей с толку сбивают. Неужто дрогнет народ?»), приходит к ним Ма­ ланья в сопровождении Пелагеи. Она подаёт Фёдорову свёрток. « Фё д о р о в ! ( р а с с м а т р и в а я ) . Самородок. ( П р и к и н у в н а р у к е ) . Тяжёл. Ну, что ж, твоё счастье, Ма­ ланья Тихоновна. Деньги получишь — пельмени устраивай, а мы твои гости. (Отдает ей самородок)». Но Маланья не берёт золота: она... принесла его — в кассу взаимопомощи! «Т ю к и н ( в з в е с и в с а м о р о ­ д о к н а р у к е ) . Фунта полтора по­ тянет, рублей на пятьсот. Ф ё д о р о в ( в з я в с а м о р о д о к ) . Нет, Софрон Петрович, этому самород­ ку цены нет. ( П е р е д а в а я Тюк и - н у). Так я говорю, Никита Егорович? Н и к и т а ( п о с к р ё б с а м о р о - д о к). Ишь, заблестел! ( Г л я д я н а Ф ё д о р о в а ) . У человека душа, тоже вот вроде золота... много, конечно, на ней грязи, а поскребёшь — блестит!». И когда после ухода Маланьи з а ­ являются к рабочим помощник управ­ ляющего Ерёмин и главный инженер Гаммер, В! сопровождении стражника, Фёдоров убеждённо и радостно бросает им в лицо: «...Пока наши требования не будут выполнены, никто на работу не выйдет!» Фёдоров — настоящий вожак масс, посланец Ленина и Сталина. Забастовка, даже самая крупная, для Него — только необходимый этап поли­ тического и организационного развития пролетариата на пути к революционному перевороту. Фёдоров — не ' «железобе^ тонный», какими получались нередко в драматических произведениях и в прозе руководители массового движения. Он смотрит в будущее, активно борется за это будущее и, вместе с тем, принима­ ет близко к сердцу, например, огорче­ ния Степана, любящего горничную Дем- чинова — Дашу. Даша далеко не сразу осознаёт смысл той борьбы в которой участвует Степан, на этой почве возни­ кает у них резкий конфликт. И Фёдо­ ров считает нужным вмешаться, — он знает, что девушка неизбежно придёт в лагерь активных борцов и будет сра­ жаться плечом к плечу со Степаном. Волнуют зрителя и те эпизоды, в ко­ торых он видит, как зарождается, как зреет чистое и сильное чувство — лю-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2