Сибирские огни, 1952, № 3
JL обречены историей — и не за горами час расплаты. Маляревский показывает «изнутри» оба лагеря. За образами руководителя забастовки большевика Фёдорова, старого рабочего Никиты Русских, Трифона, Степана, Тю- кина, подростка Пети, таких женщин, как Пелагея, Маланья, Даша, как актив ная подпольщица — учительница Свет лова, ощутим многотысячный коллектив рабочих приисков. В соответствии с исторической правдой драматург не де лает рабочих сразу сплочёнными, не при писывает им одинаково высокий уровень классовой, политической сознательности. Напротив, он показывает, как нелегко ■было представителям большевистской партии, самоотверженным борцам за бу дущее счастье народное, ввести в орга низованное русло различные проявления стихийного недовольства и протеста, пре одолеть инертность или даже пассивное сопротивление наиболее отсталой части рабочих, вроде бывшего старателя Ни кифора. В развитии сюжета мы видим постепенное сплочение рабочих для ор ганизованной непримиримой борьбы. И то, что в живых образах, на примере кон кретных человеческих судеб, органиче ски, а не иллюстративно, изображён этот исторический процесс — одно из главных идейно-художественных дости жений автора. Разнообразен и лагерь врагов рабоче го класса — главный управляющий прии сками Пётр Демчинов, его помощник Ерёмин, окружной инженер Кульчицкий (провокатор), иркутский генерал-губерна тор, председатель Петербургского прав ления «Лензолото» барон Гинзбург, представитель концессионного, а на де ле — интервенционистского капитала — резидент лондонского правления «Лена- Гольдфилс» Чэлз, министр внутренних дел Макаров, меньшевик Полозов... Горький называл одним из необходи мых условий успеха драматургического произведения насыщенность его дейст вием. «Канун грозы» — это как раз не «историческая справка в лицах», како вой выглядят иногда пьесы о прошлом. Герои «Кануна грозы» не просто «про износят слова» того или иного полити ческого значения, — они совершают по ступки, характеризующие их и, вместе с тем, способствующие динамическому развёртыванию действия. Не случайно большинство ремарок в «Кануне грозы» относится не к интонации, с которой ар тист должен произнести реплику («весе ло», «мрачно» и т. д.), а к объяснению того, как персонаж поступает, что про исходит на сцене. Рассмотрим характерную для построе ния пьесы сцену из второго акта. Забастовка длится, но она ещё не распространилась на все прииски. Хо зяева идут на издевательски мелочные уступки и с угрозами требуют выхода на работу. Голодно! Некоторые рабочие, их жёны давно уже склонны к прекра щению забастовки. По первому акту мы знаем, что среди паникёров особенно вы деляется жена Никифора Маланья. Она готова стать штрейкбрехером. И вот в тот момент, когда Фёдоров в тревожном раздумье беседует с Ники той Русских и Тюкиным («До сих пор дальняя тайга не бастует... механические работают. А тут ещё Кульчицкий с По лозовым людей с толку сбивают. Неужто дрогнет народ?»), приходит к ним Ма ланья в сопровождении Пелагеи. Она подаёт Фёдорову свёрток. « Фё д о р о в ! ( р а с с м а т р и в а я ) . Самородок. ( П р и к и н у в н а р у к е ) . Тяжёл. Ну, что ж, твоё счастье, Ма ланья Тихоновна. Деньги получишь — пельмени устраивай, а мы твои гости. (Отдает ей самородок)». Но Маланья не берёт золота: она... принесла его — в кассу взаимопомощи! «Т ю к и н ( в з в е с и в с а м о р о д о к н а р у к е ) . Фунта полтора по тянет, рублей на пятьсот. Ф ё д о р о в ( в з я в с а м о р о д о к ) . Нет, Софрон Петрович, этому самород ку цены нет. ( П е р е д а в а я Тюк и - н у). Так я говорю, Никита Егорович? Н и к и т а ( п о с к р ё б с а м о р о - д о к). Ишь, заблестел! ( Г л я д я н а Ф ё д о р о в а ) . У человека душа, тоже вот вроде золота... много, конечно, на ней грязи, а поскребёшь — блестит!». И когда после ухода Маланьи з а являются к рабочим помощник управ ляющего Ерёмин и главный инженер Гаммер, В! сопровождении стражника, Фёдоров убеждённо и радостно бросает им в лицо: «...Пока наши требования не будут выполнены, никто на работу не выйдет!» Фёдоров — настоящий вожак масс, посланец Ленина и Сталина. Забастовка, даже самая крупная, для Него — только необходимый этап поли тического и организационного развития пролетариата на пути к революционному перевороту. Фёдоров — не ' «железобе^ тонный», какими получались нередко в драматических произведениях и в прозе руководители массового движения. Он смотрит в будущее, активно борется за это будущее и, вместе с тем, принима ет близко к сердцу, например, огорче ния Степана, любящего горничную Дем- чинова — Дашу. Даша далеко не сразу осознаёт смысл той борьбы в которой участвует Степан, на этой почве возни кает у них резкий конфликт. И Фёдо ров считает нужным вмешаться, — он знает, что девушка неизбежно придёт в лагерь активных борцов и будет сра жаться плечом к плечу со Степаном. Волнуют зрителя и те эпизоды, в ко торых он видит, как зарождается, как зреет чистое и сильное чувство — лю-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2