Сибирские огни, 1952, № 3
шего и спорит с ним; — просмотрев де сяток подобных пьес, катастрофически быстро перестаёшь различать их в па мяти:. И дело тут не только в том, что сплошь да рядом используются совер шенно одинаковые ситуации, — ведь и в одинаковых ситуациях каждый чело век, будучи даже полнейшим единомыш ленником другого и совершив, в конеч ном итоге, аналогичный поступок, всё- таки обязательно проявит себя по-своему, соответственно своим личным особенно стям. В статьях, в докладах по вопросам драматургии часто цитируются слова Пушкина: «Истина страстей, правдопо добие чувствований в предполагаемых обстоятельствах — вот чего требует наш ум от драматического писателя». Заме чательные слова, равные по точности формулировки какому-нибудь закону фи зики. Но, к сожалению, остаются забы тыми строки, непосредственно предше ствующие этому утверждению, строки, в которых Пушкин утверждает, что для зрителя « ...изображ ение ... страстей и излияний души человеческой... всегда ново, всегда занимательно, велико и по учительно. Драма стала заведывать страстями и душою человеческою». (Подчеркнуто мною. — Б . Р .). Забывая об этом или не умея раскры вать душевный мир наших замечатель ных людей, их мысли, чувства, страсти, многие драматурги делают героев своих пьес плоскостными, серыми, одинаково неразличимыми, неинтересными. III Таково общее положение нашей дра матургии, являющейся сегодня наиболее отсталым участком творчества советских писателей, — положение, вызывающее серьёзную тревогу. Конечно, нужно учи тывать, что после исторических поста новлений ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам репертуар театров неизмеримо улучшился. Как свежим ветром сдунуло с театральных афиш страны, в частно сти сибирских городов, названия без- идейных «развлекательных», псевдо- психологических пьесок западно-европей ских и американских закройщиков от драматургии, пьесок, проповедывавших буржуазную «мораль». Появились хоро шие, политически острые, художественно яркие пьесы. Но их всё ещё мало! Какое же место занимают в репер туаре театров пьесы, написанные сиби ряками? Какую картину увидим мы, ес ли обратимся к творческой продукции драматургов Сибири? Литераторы, работающие в Сибири, нередко обращаются к драматургическо му жанру. Ещё до Великой Отечествен ной войны, например, в «Сибирских ог нях» было напечатано около десяти пьес. За послевоенные годы в «Сибирских огнях» до сих пор опубликована всего лишь одна пьеса — «Навсегда!» М. Мак симова. Несколько пьес напечатано в различных областных и краевых альма нахах («Новая Сибирь», «Енисей», «Сталинский Кузбасс», «Забайкалье», «Томск», «Алтай»), Отдельными изда ниями вышли пьесы II. Маляревского, А. Ольхона, А. Самсония. Работают в драматургии и представители литерату ры различных народностей Сибири — бурят-монгол Намжил Балдано, хакасе Иван Кычаков и другие — их пьесы ста вятся, публикуются. В данной статье речь идёт о некоторых пьесах русских авторов Сибири, причём почти исклю чительно о таких пьесах, которые были опубликованы в послевоенные годы в: различных сибирских изданиях. *** Наиболее существенных творческих успехов — в сравнении с другими сибир скими драматическими писателями — добился иркутянин П. Маляревский, на чавший работать в литературе задолго до Великой Отечественной войны. Его пье сы «Счастью» и «Чудесный клад» (по строенные на материале бурят-монгоА- ското фольклора), «Падение острова Блютенбайль», «Костёр», «Репка» и др. поставлены многими театрами, причём «Счастье» переведено на мон гольский язык, «Чудесный клад» — на несколько языков народов СССР, а пье са «Меч Китая» — на китайский. В ча стности, весьма популярны пьесы Маля ревского для детского зрителя — «Чу десный клад» и «Репка». Крупнейшей работой драматурга яв ляется его пьеса «Канун грозы», удо стоенная Сталинской премии за 1951 год. Как известно, эту высокую награду получили всего две пьесы — и обе они посвящены историческим событиям. П. Маляревский воссоздаёт обстановку и атмосферу всеобщей забастовки на приисках русско-английского акционер ного общества «Лена-Гольдфилс». Ровно сорок лет назад прозвучали преступные выстрелы ленского расстрела, которые «разбили лёд молчания, и — тронулась река народного движения». (Сталин). В эпизодах «Кануна грозы», в самой композиции этого произведения явствен но ощущается накал классовых схваток, грозовая предреволюционная социальная атмосфера в царской России. Через ха рактеры людей, через их столкновения даны и характеристики самих классов,, чьими представителями они являются. И хотя почти в самом конце спектакля зри тель слышит выстрелы и представляет себе, как за окнами дома управляющего приисками Демчинова падают убитые и раненые рабочие, — ему ясно, что про летарии не сломлены, а их «хозяева»-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2