Сибирские огни, 1952, № 3

шего и спорит с ним; — просмотрев де­ сяток подобных пьес, катастрофически быстро перестаёшь различать их в па­ мяти:. И дело тут не только в том, что сплошь да рядом используются совер­ шенно одинаковые ситуации, — ведь и в одинаковых ситуациях каждый чело­ век, будучи даже полнейшим единомыш­ ленником другого и совершив, в конеч­ ном итоге, аналогичный поступок, всё- таки обязательно проявит себя по-своему, соответственно своим личным особенно­ стям. В статьях, в докладах по вопросам драматургии часто цитируются слова Пушкина: «Истина страстей, правдопо­ добие чувствований в предполагаемых обстоятельствах — вот чего требует наш ум от драматического писателя». Заме­ чательные слова, равные по точности формулировки какому-нибудь закону фи­ зики. Но, к сожалению, остаются забы­ тыми строки, непосредственно предше­ ствующие этому утверждению, строки, в которых Пушкин утверждает, что для зрителя « ...изображ ение ... страстей и излияний души человеческой... всегда ново, всегда занимательно, велико и по­ учительно. Драма стала заведывать страстями и душою человеческою». (Подчеркнуто мною. — Б . Р .). Забывая об этом или не умея раскры­ вать душевный мир наших замечатель­ ных людей, их мысли, чувства, страсти, многие драматурги делают героев своих пьес плоскостными, серыми, одинаково неразличимыми, неинтересными. III Таково общее положение нашей дра­ матургии, являющейся сегодня наиболее отсталым участком творчества советских писателей, — положение, вызывающее серьёзную тревогу. Конечно, нужно учи­ тывать, что после исторических поста­ новлений ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам репертуар театров неизмеримо улучшился. Как свежим ветром сдунуло с театральных афиш страны, в частно­ сти сибирских городов, названия без- идейных «развлекательных», псевдо- психологических пьесок западно-европей­ ских и американских закройщиков от драматургии, пьесок, проповедывавших буржуазную «мораль». Появились хоро­ шие, политически острые, художественно яркие пьесы. Но их всё ещё мало! Какое же место занимают в репер­ туаре театров пьесы, написанные сиби­ ряками? Какую картину увидим мы, ес­ ли обратимся к творческой продукции драматургов Сибири? Литераторы, работающие в Сибири, нередко обращаются к драматургическо­ му жанру. Ещё до Великой Отечествен­ ной войны, например, в «Сибирских ог­ нях» было напечатано около десяти пьес. За послевоенные годы в «Сибирских огнях» до сих пор опубликована всего лишь одна пьеса — «Навсегда!» М. Мак­ симова. Несколько пьес напечатано в различных областных и краевых альма­ нахах («Новая Сибирь», «Енисей», «Сталинский Кузбасс», «Забайкалье», «Томск», «Алтай»), Отдельными изда­ ниями вышли пьесы II. Маляревского, А. Ольхона, А. Самсония. Работают в драматургии и представители литерату­ ры различных народностей Сибири — бурят-монгол Намжил Балдано, хакасе Иван Кычаков и другие — их пьесы ста­ вятся, публикуются. В данной статье речь идёт о некоторых пьесах русских авторов Сибири, причём почти исклю­ чительно о таких пьесах, которые были опубликованы в послевоенные годы в: различных сибирских изданиях. *** Наиболее существенных творческих успехов — в сравнении с другими сибир­ скими драматическими писателями — добился иркутянин П. Маляревский, на­ чавший работать в литературе задолго до Великой Отечественной войны. Его пье­ сы «Счастью» и «Чудесный клад» (по­ строенные на материале бурят-монгоА- ското фольклора), «Падение острова Блютенбайль», «Костёр», «Репка» и др. поставлены многими театрами, причём «Счастье» переведено на мон­ гольский язык, «Чудесный клад» — на несколько языков народов СССР, а пье­ са «Меч Китая» — на китайский. В ча­ стности, весьма популярны пьесы Маля­ ревского для детского зрителя — «Чу­ десный клад» и «Репка». Крупнейшей работой драматурга яв­ ляется его пьеса «Канун грозы», удо­ стоенная Сталинской премии за 1951 год. Как известно, эту высокую награду получили всего две пьесы — и обе они посвящены историческим событиям. П. Маляревский воссоздаёт обстановку и атмосферу всеобщей забастовки на приисках русско-английского акционер­ ного общества «Лена-Гольдфилс». Ровно сорок лет назад прозвучали преступные выстрелы ленского расстрела, которые «разбили лёд молчания, и — тронулась река народного движения». (Сталин). В эпизодах «Кануна грозы», в самой композиции этого произведения явствен­ но ощущается накал классовых схваток, грозовая предреволюционная социальная атмосфера в царской России. Через ха­ рактеры людей, через их столкновения даны и характеристики самих классов,, чьими представителями они являются. И хотя почти в самом конце спектакля зри­ тель слышит выстрелы и представляет себе, как за окнами дома управляющего приисками Демчинова падают убитые и раненые рабочие, — ему ясно, что про­ летарии не сломлены, а их «хозяева»-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2