Сибирские огни, 1952, № 3
подозревал, что, путая злободневность с... сезонностью своего произведения, с приурочивавшем его к -определённой кампании, он сам заранее подрывал до верие к художественной значимости это го произведения. Конечно, такие заявления приходится слышать от авторов исключительно ред ко. Но в данном случае примечательно то, что автор сам отчётливо осозна вал: произведение его не может рассчи тывать на сколько-нибудь длительную жизнь, так пусть оно выполнит свою задачу хотя бы в пределах подготовки к определённой кампании. Он не учёл, что подобные произведения вообще не могут жить: они мертворождённы! Однако фактом является то, что пье сы многих наших драматургов, вовсе не приуроченные в такой крайней, почти анекдотической, степени к определённой кампании, посвящённые важным вопро сам действительности, держатся на сце не очень недолгий срок, ибо зрители сами рецензируют их с предельной убе дительностью: перестают посещать спек такли! Названия пьес исчезают с теат ральных афиш, а содержание — из па мяти зрителей. Между тем, злободневность пьесы во все не является синонимом «однодневно- сти»! Наоборот, только те произведения о нашей действительности, которые бу дут глубоко волновать зрителей и завт ра и долгое время спустя, — только они могут полностью выполнить свою зада чу сегодня. Партия, народ законно требуют от драматургов и театров — современных пьес, своевременного от клика на То', что волнует страну се годня, требуют показа на сцене жи вотрепещущих событий. Вместе с тем, партийная печать неоднократно осуж дала такую практику приёма и «про движения» пьес, при которой сама по себе значительность темы, актуаль ность взятого автором -материала позво ляли деятелям театральною искусства и критикам «не замечать» очевидную слабость художественного исполнения. Мы очень редко задумываемся над тем фактом, что «Горе от ума» было в полном смысле слова актуальным для своего времени произведением, как бы выхваченным из жизни. А «Ревизор»? Или разве такая пьеса, как «На всякого мудреца довольно простоты», не была в шестидесятых годах во многом злобо дневной пьесой, откликавшейся на жи вотрепещущие для определённых кругов общества вопросы действительности? Ведь всех этих Городулиных, Мамаевых, Крутицких автор как бы прямо вытащил из лож или первых рядов партера на сцену и заставил говорить о преслову той реформе 18 6 1 года, которая была тогда — по разным причинам —- у всех на уме, именно то, что они говорили о ней в жизни. Первые зрители «Мудре ца» оживлённо спорили о том, с кого персонально списаны действующие лица, и, оглядываясь, искали вокруг себя пред полагаемых прототипов! То же можно утверждать и в отношении большинства пьес Островского, которые были— совре менными. Недаром Добролюбов отметил, что «Островский захватил такие стрем ления и потребности, которыми проник нуто всё русское общество, которых го лос слышится во всех явлениях нашей жизни, которых удовлетворение состав ляет необходимое условие нашего даль нейшего развития». Давным-давно отжили те стремления и потребности, решены коренные для то го времени вопросы, перестал существо вать самый общественный строй, внутри которого они возникали и назревали, а пьесы эти, отражавши© жизнь в её пол ноте, сложности, многосторонности, не повторимой конкретности, живут интен сивнейшей жизнью — живут уже не в качестве злободневных, а в качестве исторических, изумительно ярко рисую щих для нас прошлое. И если бы не производили они такого впечатления сей час, — невысокой была бы в своё вре мя цена их тогдашней актуальности. Во прос о злободневности, как и все дру гие вопросы в искусстве, решается глу биной жизненной правды, соответствием идейных устремлений, заложенных в про изведении, основной тенденции развития общества и — обязательно — уровнем художественного мастерства! Вот почему «Правда» в статье «Пре одолеть отставание драматургии» напо минает: «Народ ждёт таких пьес, кото рые прочно и надолго вошли бы в ре пертуар театров рядом с произведениями классиков. Эти пьесы должны увлекать и театр и зрителя новизной темы и жиз ненного материала и высоким уровнем мастерства.» (Подчеркнуто мною: — Б. Р .) . Пока же, как отмечает «Правда»—«В большинстве пьес люди не индивидуали зированы, похожи друг на друга, так, что их зачастую трудно различить». В большинстве пьес! Какое тяжёлое обвинение, какой горький упрёк нашим драматическим писателям... А ведь это прямое выражение мыслей народа, впе чатлений массового зрителя. В самом деле, просмотрев или прочитав десяток пьес о том, как «руководящий» консер ватор долгое время мешает подчинённо му новатору — или группе новаторов — осуществить очень ценное предложение; или о том, как талантливый молодой специалист (в других случаях — студент, а если пьеса предназначена для детей — то школьник или фабзавучник) зазнаёт ся, отрывается от коллектива, хочет работать один, терпит поражение и воз вращается, посрамлённый, в дружную семью; или о том, как хороший стахано вец не сразу оценивает инициативу луч
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2