Сибирские огни, 1952, № 3
«Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Шторм» Билль-Белоцерковского и другие. Они встречают горячий прием. Советский зри тел ь , читатель, слуш а тель н е только требователен , он чуток и ум еет по достоинству оценить понра вившиеся ему проиаведения искусства , бы ть благодарным художнику, Со* времени первого появления на сцене названных пьес советская дра матургия создала, конечно, и много других, безусловно значительных про изведений о людях нашей родины и стран народной демократии, о взаимоот ношениях двух миров, о борьбе за мир в странах империализма. Достаточно назвать такие широко из вестные пьесы, как «За тех, кто в море» и «Голос Америки» Б. Лавренё ва, «Великая сила» Б. Ромашёва, «Ма кар Дубрава» А. Корнейчука, «Русский воцрос» К. Симонова, «Московский ха рактер» А. Софронова, «Незабываемый 1919-й» Вс. Вишневского, «Далеко от ■Сталинграда», «Зелёная улица» А. Су рова, «Закон чести», «Флаг адмирала» А. Штейна, «Заговор обречённых» Н. Вирты, «Поют жаворонки» К. Кра пивы, «Два лагеря» А. Якобсона и дру гие. В появлении таких пьес огромную роль сыграли постановления ЦК партии по идеологическим вопросам. В актив советской драматургии могут быть отнесены и некоторые произведе ния Леонида Леонова, В. Катаева, А. Афиногенова и т. д. Но для десятков миллионов зрителей всего этого явно недостаточно. Они не прерывно растут. Расширяются их гори зонты. Меняя лицо страны, они изменя ются и сами. Если Островский хотел, чтобы в театр пришли, наконец, рабо чие, мысль которых была тогда «угне тена тяжёлым трудом», то наши теат ры заполняются рабочими, колхозниками и интеллигентами, чьи мысли вдохнов лены и окрылены свободным творче ским трудом.. Но гигантские их победы достигаются в борьбе с разнообразными препятствиями, в страстных и упорных схватках с теми, кто им мешает. И, естественно, что в процессе великого со зидания возникают самые различные многообразные жизненные конфликты, которые разрешаются каждый раз не по стандартным «рецептам», не с по мощью каких-то надуманных мертвых догм, а своими особыми путями. В этом участвуют каждый раз и мозг, и сердце, и нервная энергия, проявляются особен ности индивидуальных характеров тех или иных людей. Да и для самых конф ликтов не существует в жизни специаль ных «рамочек», нет и определённого «распорядка» различных этапов разви тия. ■ «Главная причина бедности драматур гии, слабости многих пьес, — пишет «Правда» в редакционной статье «Пре одолеть отставание драматургии», — со стоит в том, что драматурги не кладут в основу своих произведений глубокие, жизненные конфликты, обходят их. Ес ли судить по пьесам такого рода, то у нас всё хорошо, идеально, нет ника ких конфликтов. Некоторые драматурги считают, что им чуть ли не запрещено критиковать плохое, отрицательное в нашей жизни. А иные критики требуют, чтобы в художественных произведениях показывались только идеальные типы, а если писатель, драматург показывает отрицательное, имеющееся в жизни, то его стараются раскритиковать. Такой подход к делу неправилен. По ступать так — значит проявлять тру сость, совершать грех перед правдой. У нас не всё идеально, у нас есть от рицательные типы, зла в нашей жизни немало и фальшивых людей немало. Нам не надо бояться показывать недо статки и трудности. Лечить надо недо статки. Нам Гоголи и Щедрины нуж ны. Недостатков нет там, где нет дви жения, где нет развития. А мы разви ваемся и движемся вперед, — значит, и трудности, и недостатки у нас есть. Драматургия должна показывать жиз ненные конфликты, без этого нет дра матургии» . А между тем, некоторые драматурги, если даже они и не следуют «рецеп там» теоретиков «бесконфликтности», зачастую сводят всё многообразие по вседневно происходящих в жизни острых столкновений нового с отживаю щим — к двуметрём выхолощенным, стандартным ситуациям и тем самым тоже допускают нарушение жизненной правды — первой заповеди искусства социалистического реализма. Неудиви тельно, что наши зрители не могут удовлетвориться качеством показанных им пьес такого рода — и пьесы очень недолго удерживаются на сцене, II Года два назад один начинающий си бирский писатель, человек способный и имевший представление о «технологии» драматургии, предлагая в редакцию «Сибирских огней» свою новую пьесу, упорно настаивал на опубликовании её обязательно в определённом номере журнала. «Почему именно в этом — не позже, не раньше?» —-спросили его. «Да как же вы не понимаете? — удивил ся автор. — Ведь пьеса-то моя посвяще на открытию навигации. Через два но мера она запоздает. А вот, помещённая в следующем номере, она может ока заться очень актуальной для речников и поможет им избежать прошлогодних ошибок». К сожалению, это не забавная вы думка, а факт, и автор действительно не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2