Сибирские огни, 1952, № 3

«Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Шторм» Билль-Белоцерковского и другие. Они встречают горячий прием. Советский зри тел ь , читатель, слуш а ­ тель н е только требователен , он чуток и ум еет по достоинству оценить понра­ вившиеся ему проиаведения искусства , бы ть благодарным художнику, Со* времени первого появления на сцене названных пьес советская дра­ матургия создала, конечно, и много других, безусловно значительных про­ изведений о людях нашей родины и стран народной демократии, о взаимоот­ ношениях двух миров, о борьбе за мир в странах империализма. Достаточно назвать такие широко из­ вестные пьесы, как «За тех, кто в море» и «Голос Америки» Б. Лавренё­ ва, «Великая сила» Б. Ромашёва, «Ма­ кар Дубрава» А. Корнейчука, «Русский воцрос» К. Симонова, «Московский ха­ рактер» А. Софронова, «Незабываемый 1919-й» Вс. Вишневского, «Далеко от ■Сталинграда», «Зелёная улица» А. Су­ рова, «Закон чести», «Флаг адмирала» А. Штейна, «Заговор обречённых» Н. Вирты, «Поют жаворонки» К. Кра­ пивы, «Два лагеря» А. Якобсона и дру­ гие. В появлении таких пьес огромную роль сыграли постановления ЦК партии по идеологическим вопросам. В актив советской драматургии могут быть отнесены и некоторые произведе­ ния Леонида Леонова, В. Катаева, А. Афиногенова и т. д. Но для десятков миллионов зрителей всего этого явно недостаточно. Они не­ прерывно растут. Расширяются их гори­ зонты. Меняя лицо страны, они изменя­ ются и сами. Если Островский хотел, чтобы в театр пришли, наконец, рабо­ чие, мысль которых была тогда «угне­ тена тяжёлым трудом», то наши теат­ ры заполняются рабочими, колхозниками и интеллигентами, чьи мысли вдохнов­ лены и окрылены свободным творче­ ским трудом.. Но гигантские их победы достигаются в борьбе с разнообразными препятствиями, в страстных и упорных схватках с теми, кто им мешает. И, естественно, что в процессе великого со­ зидания возникают самые различные многообразные жизненные конфликты, которые разрешаются каждый раз не по стандартным «рецептам», не с по­ мощью каких-то надуманных мертвых догм, а своими особыми путями. В этом участвуют каждый раз и мозг, и сердце, и нервная энергия, проявляются особен­ ности индивидуальных характеров тех или иных людей. Да и для самых конф­ ликтов не существует в жизни специаль­ ных «рамочек», нет и определённого «распорядка» различных этапов разви­ тия. ■ «Главная причина бедности драматур­ гии, слабости многих пьес, — пишет «Правда» в редакционной статье «Пре­ одолеть отставание драматургии», — со­ стоит в том, что драматурги не кладут в основу своих произведений глубокие, жизненные конфликты, обходят их. Ес­ ли судить по пьесам такого рода, то у нас всё хорошо, идеально, нет ника­ ких конфликтов. Некоторые драматурги считают, что им чуть ли не запрещено критиковать плохое, отрицательное в нашей жизни. А иные критики требуют, чтобы в художественных произведениях показывались только идеальные типы, а если писатель, драматург показывает отрицательное, имеющееся в жизни, то его стараются раскритиковать. Такой подход к делу неправилен. По­ ступать так — значит проявлять тру­ сость, совершать грех перед правдой. У нас не всё идеально, у нас есть от­ рицательные типы, зла в нашей жизни немало и фальшивых людей немало. Нам не надо бояться показывать недо­ статки и трудности. Лечить надо недо­ статки. Нам Гоголи и Щедрины нуж­ ны. Недостатков нет там, где нет дви­ жения, где нет развития. А мы разви­ ваемся и движемся вперед, — значит, и трудности, и недостатки у нас есть. Драматургия должна показывать жиз­ ненные конфликты, без этого нет дра­ матургии» . А между тем, некоторые драматурги, если даже они и не следуют «рецеп­ там» теоретиков «бесконфликтности», зачастую сводят всё многообразие по­ вседневно происходящих в жизни острых столкновений нового с отживаю­ щим — к двуметрём выхолощенным, стандартным ситуациям и тем самым тоже допускают нарушение жизненной правды — первой заповеди искусства социалистического реализма. Неудиви­ тельно, что наши зрители не могут удовлетвориться качеством показанных им пьес такого рода — и пьесы очень недолго удерживаются на сцене, II Года два назад один начинающий си­ бирский писатель, человек способный и имевший представление о «технологии» драматургии, предлагая в редакцию «Сибирских огней» свою новую пьесу, упорно настаивал на опубликовании её обязательно в определённом номере журнала. «Почему именно в этом — не позже, не раньше?» —-спросили его. «Да как же вы не понимаете? — удивил­ ся автор. — Ведь пьеса-то моя посвяще­ на открытию навигации. Через два но­ мера она запоздает. А вот, помещённая в следующем номере, она может ока­ заться очень актуальной для речников и поможет им избежать прошлогодних ошибок». К сожалению, это не забавная вы­ думка, а факт, и автор действительно не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2