Сибирские огни, 1952, № 3
К р и т и к а и б и б л Зритель ж д ёт ! I «Драматическая поэзия ближе к на роду, чем все другие отрасли литерату ры... драматические писатели должны всегда это помнить, они должны быть ясны и сильны», — говорил Остров ский. «Мы хотим писать для всего на рода» , — утверждал он. Через неполных четыре десятилетия после того, как были высказаны эти слова, началась новая эпоха русской и мировой истории, началась и новая эпоха в развитий нашего театра: впер вые он стал подлинно массовым, под линно общенародным! Необычайно увеличилось самое коли чество театров, действующих не только в городах, в том числе таких, где их раньше не было, но и в сельской мест ности. Ни в одной другой стране не строится столько театральных помеще ний, — специальных, а также предназ наченных для более широкого исполь зования, но вполне пригодных и для выступлений драматических коллекти вов. Поистине — искусством для миллио нов стал в советское время театр! По широте охвата зрителя, по глубине про никновения в самую гущу народных масс только кино, как самый массовый вид искусства, идёт впереди театра. Но этим отнюдь не снижается великое зна чение театра, как то пытались доказать некоторые горе-теоретики, выступавшие с левацкими рассуждениями о посте пенном «отмирании театра в эпоху ки но» . В нашей стране театр и кино — могучие союзники в общем благородном деле идеологического воспитания масс. Если Островский в своё время мог только мечтать о том, чтобы его заме чательные произведения воспринима лись всем народом, чтобы в театр при шёл новый зритель, то для советских драматургов созданы все возможности — стать собеседниками всего народа. Будет или не будет в каждом данном конкретном случае такая возможность осуществлена, — зависит только от идейно-художественного качества произ ведения, от того, насколько ярко и прав диво раскрыты в нём богатый духов ный мир и замечательные черты харак тера советских людей, черты, закаляю щиеся в славной и трудной борьбе за коммунизм, в борьбе со всем, что ме шает великому строительству. Это зави сит от того, насколько интересно и жи во покажет драматический писатель всё своеобразие, все индивидуальные осо бенности каждого отдельного человека, будь то наш современник или наши предки — патриоты своей Родины. Партия и правительство неоднократно напоминали драматургам и театральным деятелям об их исключительно большой ответственности перед народом. Ещё в конце 20 годов товарищ Сталин в пись ме к драматургу Билль-Белоцерковско- му выдвинул перед советской драма тургией серьёзнейшую задачу— «...шаг за шагом выживать со сцены старую И но вую непролетарскую макулатуру в по рядке соревнования, путём создания мо гущих её заменить настоящих, интерес ных художественных пьес советского характера» (подчёркнуто мною.— Б. Р .). В историческом постановлении Центе рального Комитета ВКП(б) о репертуа ре драматических театров и мерах по его улучшению сказано об огромном воспитательном значения театральных постановок. Советская драматургия за время сво его существования создала немало вы дающихся произведений. В её активе, в ocHOiBHOM репертуарном фонде многона циональных театров нашей страны да и ряда зарубежных стран есть значитель ные произведения, представляющие со ветскую драматургическую классику,. Не случайно, то здесь, то там, вновь и вновь, возобновляется, например, «Лю бовь Яровая» К. Тренёва. Образы, соз данные Тренёвым, острые, из самой жиз ни выхваченные столкновения — классо вые и личные — волнуют и захватывают зрителя сегодня так же, как и в дни пер вых постановок этой пьесы четверть века назад. Такова же и близкая ей по духу пьеса Бориса Лавренёва «Раз лом» , которая ставится теперь в новой авторской редакции 1950 года. Таковы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2