Сибирские огни, 1952, № 3
рократическое командование. Политиче ская слепота администрации, её пол нейшее благодушие дают возможность вредительской группе, возглавляемой бывшим гоминдановским жандармом Ли Си-сянем, безнаказанно распространять клеветнические слухи и вести среди от сталых рабочих подрывную деятель ность. Когда станция уже готова к пус ку, диверсанты сжигают генератор. Но рабочие быстро ликвидируют поврежде ние. Бдительность рабочих, своевремен ное раскрытие подлого замысла дивер сионной группы предупреждают новую диверсию. Гоминдановские агенты вы ловлены и обезврежены. Бдительность — тема рассказа Хэ Ку «Борьба продолжается», эпиграфом ко торого может быть взято известное вы сказывание Мао Цзе-дуна, цитируемое одним из героев этого произведения Сяо Ваном: «После того, как будет уничтожен враг с оружием в руках, ос танется ещё враг без оружия, который непременно вступит с нами, в смертель ную борьбу...» На ткацкой фабрике, где, «после то го, как китайские народные добровольцы перешли реку Ялу, ключом забило пат риотическое соревнование», начинают твориться странные вещи: то лопается масленый бак, то ломаются пружины челночных дорожек, то новые шестерни выходят из строя, и люди не успевают приваривать зубья. Техник Сяо Хань и старый механик Лао Ли безуспешно пытаются выяснить причины этих явлений. Подручный тка ча Цзя Дэ-и с «загадочной улыбкой» высказывает предположение, что виной всему должна быть нерадивость рабо чих. Сяо Хань тоже не представляет, что на фабрике могут оказаться вреди тели. «Уж никак этого не подумал бы ...»— говорит он. «Не думать — са мое простое дело! — обрывает его меха ник. — Нет, товарищ! Чем ближе Наща победа, чем больше растёт наше произ водство, тем сильнее загораются от за висти глаза врагов». Цзя Дэ-и спешит согласиться с этим: «Конечно, конечно! Истина, высказанная Лао Ли, ясна как день!» На некоторое время тайная вре дительская деятельность прекращается. Рабочие ставят новый производствен ный рекорд. Но в тот момент, «когда радость людей достигает своего апогея, сзади из машины появляется дым». Чья- то вражеская рука поставила на кожух электромотора наполненную водой чаш ку, в которой было специально просвер лено дно. Наконец, всё объяснилось: •Сяо Хань, как и некоторые другие ру ководящие работники фабрики, склон ные к самонадеянности и успокоенно сти, проглядел орудовавшего среди них диверсанта, который оказывается не кто иной, Как Цзя Дэ-и, гоминдановский шпи он. Он разоблачён благодаря бдительно сти передовых производственников. Освобождение не только принесло китайскому народу возможность спокой но жить и трудиться. Оно пробудило веками дремавшие творческие силы масс, подготовило условия для расцвета совершенно неизвестной раньше в Китае массовой литературы. Эта литература создаётся не профессионалами, а ещё вчера не грамотными рабочими и кре стьянами, которые сегодня уже состав ляют пьесы для кружков самодеят^ель- ности, пишут рассказы, сочиняют сти хи. Некоторые из этих пьес, как, на пример, острая сатира на бюрократизм «Не быть цикадами» (автор железнодо рожный рабочий Вэй Дян-чжен), вхо дят в репертуар больших театров. Мно гие прозаические произведения, как рассказы железнодорожника Чжан Дэ- юя «Пробуждение» и «Цветы и ли стья» , показывающие роль коллектив ных трудовых навыков, и стихи рабочих авторов печатаются в газетах и журна лах, издаются отдельными сборниками. В основном эти вещи посвящены еди нению борцов за мир. Вот стихи Хоу И-мива — простого рабочего винокурен ного завода, жителя отдалённой север ной провинции Чахар: Тонкая льняная нить. Когда же сотни нитей Сплелись в тугой канат — попробуйте порвите1 И если вы войну посмеете начать — В погибели своей себя вините. Я ставлю подпись. Почерк прям и точен: Стальная воля в почерке рабочем! Работой для тебя, отчизна дорогая. Отстаиваю мир от злобного врага я. Пусть каждый за станком, на фабрике любой Работает, всю душу в труд влагая. * * * Китайская литература выступила в поход против американского империа лизма с первых же дней его нападения на корейский народ. Площади и пере крёстки всех крупных городов Китая тотчас стали подмостками для выступ ления театральных коллективов, бригад писателей и поэтов. Очень удачной находкой для таких уличных спектаклей оказалась шуточ- н'ая форма, заимствованная из старин ного китайского фольклора, называемая «сяншэн». Она рассчитана на двух ис полнителей: один, видимый зрителю, жестикулирует, а говорит за него дру гой, скрытый от зрителя. Содержанием этих уличных представлений сделалось сатирическое осмеяние американских империалистов. Большим успехом поль зуются скетчи— «Трумэну снится Гит лер», изображающий президента США в образе горе-завоевателя, и «Танец чертей» — острая сатира на Трумэна, Риджуэя, Чан Кай-ши и Ли Сын Мана. Главным пропагандистским органом стал созданный в 1950 году Всекитай 10. «Сибирские огни» № 3.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2