Сибирские огни, 1952, № 3
ют и некоторые факты их личной био графии. Шанхайский журнал «Ежемесячник новелл» опубликовал первый рассказ Дин Лин «Сон» в том же 1927 году, когда Чжоу Ли^бо появился в Шанхае, мечтая попасть в университет, но из-за невозможности платить за учение вы нужден был поступить корректором в одно издательство. В 1932 году Чжоу Ли-бо арестован, как участник революционного движения шанхайского пролетариата и брошен в тюрьму. Когда же, выйдя через два го да на свободу, он вступил в Лигу рево люционных писателей, Дин Лин была схвачена «синерубашечниками» (чан- кайшистскими молодчиками), и семь из данных ею книг (сборник «В потём ках», роман «Вэй Ху», «Мать», по весть «Наводнение» и др.) конфиско ваны. В журнале «Большая медведица», который до своего ареста редактирова ла Дин Лин, началась и литературная деятельность Чжоу Ли-бо. Именно на страницах этого журнала были опубли кованы первые его статьи по вопросам нового языка и революционной литера туры:. В 1936 году Дин Лин бежала иэ Шанхайской тюрьмы и перебралась на Север, где приняла активное участие в организации патриотического фронта по отпору японским агрессорам, Несколько раньше этого времени Чжоу Ли-бо, которому угрожал новый арест, перешёл через линию фронта в освобождённый район и присоединился к Красной армии, как называлась тогда Народно-освободительная армия. 1937—1945 годы, годы войны против японских захватчиков, Дин Лин и Чжоу Ли-бо провели в Народно-освободитель ной армии и в столице освобождённого Китая — Яньане. Дин Лин руководила культурно-просветительной бригадой по обслуживанию северо-западного фронта, писала очерки, рассказы, пьесы. Чжоу Ли-бо был военным корреспондентом. В 1938 году появились его первые худо жественны© произведения — рассказы «Старый председатель общества» и «Повесть о поле боя». В 1946 году, когда Чан Кай-ши раз жёг поддержанный американским им периализмом огонь гражданской войны против своего народа, Дин Лин была послана для проведении земельной ре формы в Северный Китай. Чжоу Ли-бо с тем же поручением отправился в Маньчжурию. Именно эта живая рабо та, давшая Дин Лин и Чжоу Ли-бо воз можность близко познакомиться с кре стьянством, почувствовать богатырскую силу народа, понять его чаяния и на дежды, и предоставила писателям инте реснейший материал, который они изло жили в своих романах, удостоенных ны не Сталинских премий. В романе «Солнц© над рекой Сан- гань» Дин Лин показывает освободи тельное движение народа, уже осознав шего свою мощь и своё право на землю. Воем ходом повествования писательница убеждает в том, что к этому сознанию крестьянство приводит воспитательная и организаторская работа китайской компартии в лице уездных работников и деревенских активистов. Идеологиче ским оружием крестьянства становится брошюра о земельной реформе, открыв шая ему великую революционную прав ду, пробудившая его, веками дремав шую, творческую мысль. В огне жесто кой, но справедливой борьбы с помещи ками из' забитого, тёмного бедняка рож дается сознательный человек, смелый борец против феодальных пережитков, строитель нового демократического об щества. Автор рисует это на большом количестве примеров и в таких сгущён- но типических образах, что мы видим новое рождение не отдельных личностей, а целого народа. Секретарь партийной организации, бывший батрак Чжан Юй- мивь, руководитель крестьянского союза Чэн Жэиь, партийный агитатор Чжан Пин, партизан Дун и другие— это не просто какие-то люди из деревни Тёплые Воды, это — представители широких групп населения огромного Китая. И солнце, взошедшее над рекой Сангань,— это блещущая радужными красками за ря новой жизни, занявшаяся над всей страной. Осуществление под мудрым руковод ством компартии мечты китайского кре стьянства — вековой мечть 1 о земле — талантливо изображает в своей книге- «Ураган» и Чжоу Ли-бо. Центральная идея его романа — пробуждение полити ческого сознания масс, подготовленное умелым и чутким подходом к крестья нам начальника бригады по проведению земельной реформы Сяо Сява. Действие романа Чжоу Ли-бо раз вёртывается в Маньчжурии:, служившей тогда ареной ожесточённой классовой борьбы. Эта ожесточённость имела свои* особые основания: у маньчжурских кре стьян были с эксплоататорами не толь ко экономические счёты. Многие поме щики во время японской оккупации ве рой и правдой служили захватчикам И- сами пользовались штыками японских солдат для расправы с крестьянами, что, естественно, не могло не вызвать урагана народного гнева против этих изменников родины. Именно таков выведенный в романе помещик Хань Лао-лю, человек без че сти, без совести, без родины, готовый ради своих корыстных целей на любую подлость, измену, предательство. Вокруг этой зловещей фигуры, живого вопло щения власти феодалов, создаётся реак ционный лагерь деревни Юаиьмаотунь. Но вот приехавшая бригада по прове дению земельной реформы объединяет"
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2