Сибирские огни, 1952, № 3
П у б л и ц и с Вл. РУДМАН К итай ская ли т ер атур а в б ор ь б е з а мир и демократию Крупнейший китайский писатель и учёный Го Мо-жо, удостоенный Сталин ской премии «За укрепление мира меж ду народами», в одной го своих статей отмечает: «Ныне мы прочно завоевали мир и знаем слишком хорошо ему цену. Поэтому мы, китайцы, защищаем мир во всём мире с полной решимостью и энтузиазмом. Мы стоим в первых рядах защитников мира. На нас ложится вели кая ответственность. . .» 1 Мир этот завоёван китайским наро дом ценой столетий национально-освобо дительной революционной борьбы. Крестьянская революция тайпинов (1850—1864 гг.) расшатала основы феодально-помещичьей монархии Дай- цинов, созданной в Китае маньчжур скими завоевателями три века назад. Буржуазно-демократическая революция 1911—1913 гг. покончила с господством Дайцинекой династии, однако уничто жить феодальное землевладение и ре шить задачу демократизации страны ещё не смогла. Только когда создалась китайская коммунистическая партии, возглавившая китайский пролетариат и объединившая весь народ, борьба полу чила массовый размах и необходимый для победы организованный характер. Китайский народ создал своё новое го сударство — Китайскую Народную Рес публику, ставшую отныне оплотом мира я демократии на берегах Тихого оке ана. Три исторические задачи поставил пе ред собой теперь народ освобождённого Китая. Первая задача — быстрейшее завер шение аграрной реформы, освобождаю щей от феодальных оков производитель ные силы страны, закладывающей проч ный фундамент для её индустриализа ции,. К концу 1952 года аграрная ре форма будет завершена на всей терри тории, Китая, за исключением районов, населённых национальными меньшин ствами. 1 Го Мо-шо. На страже мира во всём мире. («За прочный мир, за народную демокра тию!» № 22, 2/VI. 1950 г.). Вторая задача — борьба с ещё уцелевшими внутри вредителями (из бывших помещиков и гоминдановских офицеров) и диверсантами, забрасыва емыми в Китай из-за рубежа. Народ тесно сплотил ряды и мобилизовал все силы, чтобы покончить с врагами, кото рые поджигают его поли, с диверсион ной целью пробираются на фабрики и заводы. Неустанная борьба с агентами амери канского империализма и феодальными элементами, укрепляющая единство и мощь Китая, — огромный вклад в дело безопасности народов, Третья задача — решительный отпор агрессии американского империализма. Осуществляя этот отпор, китайский на род доказывает свою любовь и предан ность делу мира трудовыми подвигами и боевым героизмом. «Наши самые лю бимые» , — называет он своих добро вольцев, сражающихся на опустошённых полях Кореи. Его любящее сердце всегда с ними: и в часы ожесточённых сражений, и в минуты отдыха на затих ших горных перевалах. Эти великие массовые движения^ — пульс не только всей общественной, но и личной жизни людей нового Китая, ибо «теперь, — говорит министр культу ры, известный писатель современного Китая Мао Дунь, — поддержка корей ского народа и защита мира... являются личным делом каждого китайца...» Трудящиеся отдают себе отчёт, что их труд — залог процветания родины, на независимость которой никто теперь не посмеет посягнуть, и суровое предо стережение американским агрессорам. «Машины — пушки!» «Веретёна — ружья!» «Бороться с браком — значит бить врага!» — таковы лозунги, укра шающие теперь стены цехов фабрик и заводов. Литература нового Китая, рождённая революционной национально-освободи тельной борьбой, — чистое зеркало, отражающее эти великие народные движения. «Отличительной чертой ки тайской литературы и искусства являет ся их боевой, наступательный дух» , —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2