Сибирские огни, 1952, № 3
за дело, если родилась мысль — дово дить их во что бы то ни стало до конца. Обязательно до конца, до завершения. Как-то, ещё в начале послевоенной пятилетки, коллектив блюминга пережи вал трудное время. В прокатку пошёл новый, более мелкий сортамент. На не который период кое-кто в цехе утерял чувство перспективы, кто-то сказал, что из агрегатов едва ли ещё что-нибудь можно выжать. И тогда, даже не заметив колебаний некоторых товарищей, инженеры, стаха новцы, рационализаторы засели за боль шую и кропотливую работу. Собира лись часто у секретаря партийной орга низации, в цеховом профсоюзном коми тете или чаще всего у одного из ру ководителей цеха. Постепенно, час за часом, всё отчётливее перед людьми вы рисовывались ‘контуры ближайших неот ложных дел. Всех согревала упрямая вера в то, что никаких организацион ных и технических тупиков быть не мо жет, что резервы, по существу, ещё не вскрыты. Начали с самого маленького, непри метного на первый взгляд. Реконструи ровали трансферкару, группа механи ков перевела машину главного привода на разрезные щётки, за очень короткий срок упорядочили ремонт нагреватель ных колодцев. Потом занялись строгим планированием нагрева и прокатки ме талла. Всё это была не кабинетная, далеко не академическая работа, но ни один металлургический научно-исследователь ский институт не отказался бы от чести участвовать в ней. И вот так месяц за месяцем, под за годом всё глубже проникал коллектив в сокровенные тайны производства. Впе реди по производительности, как обыч но, шли: зачинатель стахановского дви жения на блюминге Заварыкин, Сомов, Меркулов. Их опыт, их знания нужно было распространить среди остальной части коллектива. Но прежде чем рас пространять, нужно было обобщить, свести воедино этот опыт. Инженеры цеха взялись за эту большую, много образную работу. Десятки хрономеграж ных наблюдений, анализы приёмов, раз личные марки стали, тиры слитков, все профили проката. Всё было подвергнуто наблюдению. Инженеры непременно советовались со стахановцами. Наконец, ещё одно очень важное звено во. всей этой работе. Когда материалы исследований были сведены воедино, главный инженер комбината позвал к себе инженеров, стахановцев, рационализаторов обжим ного стана. Это был хороший, творче ский разговор — никаких послаблений на объективные причины — разговор только о том, что 'нужно и как нужно делать, чтобы снова рвануться вперёд. — Как -нужно делать...— сказал на этом совещании знатный оператор об жимного стана Иван Сомов и медленно, задумчиво оглянулся на окна, кабинета, за которыми неумолчно шумел огром ный завод, светились крупными звёзда ми огни доменного, вспыхивали разно цветные султаны над трубами мартенов, вставало оранжевое зарево на шлаковых отвалах. — Так нужно делать, чтобы наш обжимный ни на одну минуту не задерживал работу на передельных станах. Сомов говорит о машинном времени, о периодах ускорения, постоянной ско рости, замедления. Разговор глубоко технический, инже нерный, а ведь выступает-то опять про стой советский рабочий. ...Сейчас уже всем известно, что куз нецкий обжимный стан достиг ста трид цати с лишним процентов своей проект ной мощности. Сто тридцать процентов... А сколько ещё этих процентов впереди, если присмотреться, как люди здесь ра ботают, с какой молодой неуёмной страстью они берутся за каждое новое, даже самое маленькое дело! Апрель. Поздний вечер. К заводу, по улицам города говорли выми толпами стекаются рабочие ночной смены. Завод близко, вот он, над горо дом, над всей долиной, расцвеченной тысячами огней. Тоннель. Цепочки электрических лам почек уходят в глубину его, к Верхней колонии. Всё больше людей спешит к боковым выходам на завод — к домен ному, мартеновским, прокатным цехам. Но сейчас напрасно искать в этом пото ке людей старшего вальцовщика обжим ного стана Петра Васильевича Завары кина. Заварыкин давно в цехе. Только что закончен рапорт у начальника смены. Распоряжения лаконичны, и непосвя щённому в них трудно разобраться. Точ но выясняется баланс металла на смену, заказы, работа оборудования. Потом старший вальцовщик решительно вста ёт, идёт к двери диспетчерской и, от крыв её, киваед своим помощникам: — Приступаем! Приступают к приёмке смены. Это десятки разнообразнейших дел. Манину- ляторщик, дежурный электрик, слесарь проверяют со скрупулёзной придирчиво стью каждую деталь на своих участках. Сам Заварыкин у валов, проверяет их зазоры, осевое смещение, состояние подвесных болтов, шпинделей, тяг... Да мало ли что ещё нужно проверить, взве сить, ПРИКИНУТЬ ПЫТЛИВО' этим людям, прежде чем стать у пульта управления ■огромным агрегатом, который сообщает темп, размах, ритмичность всему метал лургическому процессу. Заварыкин за пультом управления, сухие, сильные руки его на рычагах. Но
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2