Сибирские огни, 1952, № 3

такое чувство, словно он только что ударил по врагу несколькими снаря­ дами. Но чувства чувствами, а у валков уже лежит второй слиток, за ним по­ спешает третий... И снова лёгкие, точ­ ные движения рычагом, и снова ползёт, вздрагивая и вытягиваясь, раскалённая заготовка. ❖* * — Не энаю почему, но я люблю, ког­ да со мной разговаривают во время ра­ боты, слушать люблю чей-нибудь рас­ сказ...— усмехаясь, .говорит Иван Алек­ сеевич. — Это мне не мешает., а, на­ оборот, настраивает на ладный, быстрый темп. Рабочий темп у Сомова действитель­ но ладный, быстрый и, самое главное, — ритмичный. Как говорят инженеры, он достиг почти полной повторяемости установленного цикла прокатки, что оз­ начает величайшую собранность, умение рассчитать время по секундам, высокую автоматичность движений. Вальцовщик на обжимном стане, как впрочем и на заготовочном « 9 0 0 » ,— фигура заглавная, от его работы, от его умения и собранности зависит основной показатель — производительность в го­ рячий час. Инженер Зуев подтверждает это таким простым примером: «Увели­ чение производительности стана в горя­ чий час на одну только тонну даёт цеху дополнительно тысячи тонн проката в год». А как раз высокой производитель­ ностью в горячий час и знаменит Куз­ нецкий блюминг. Недаром. Сомов на Третьей Всесоюзной конференции сто­ ронников мира говорил: «Коллектив нашего цеха перекрыл мощность блюминга на 24 процен­ та. Такой высокой производительности не достигали ещё нигде в мире. Наша, например, бригада, применяя передовые методы технологии, дала сверх плана около двадцати тысяч тонн металла. Этого металла достаточно, чтобы сде­ лать четыре тысячи четыреста тракто­ ров!» Да, из металла, прокатанного только сверх плана такими вальцовщиками, как Сомов, Заварыкин, Бизунов, можно сделать тысячи тракторов, а трактор — это хлеб, благосостояние, мир! Новые скорости, жар новых исканий пришли в цех сразу же после войны, хотя и в военные годы нарастание тем­ пов не прекращалось. В 1948 году инженер Ермолаев, в бытность его тогда заместителем на­ чальника цеха блюминга, наблюдал за работой прямо у стана, в начале смены. Вот очередной слиток скользнул по рольгангам И, прежде чем всей своей многотонной массой броситься в обжим­ ные валки, остановился, мягко, словно нетерпеливо покачиваясь. — Тронется слиток, засеките время... — сказал инженер, и задорные огоньки, как жаркие отсветы от заготовки, вспых­ нули и погасли в его глазах. Прошла минута, может быть чуть больше. — Ровно семьдесят секунд! Замети­ ли? — со скрытым волнением спросил Ермолаев. — За семьдесят секунд три­ надцать пропусков! А ещё весной затра­ чивали на это восемьдесят пять секунд. Хорошо действует наш Пётр Василье­ вич! — инженер с удовольствием посмот­ рел в сторону пульта управления, где в то время работал вальцовщик Зава­ рыкин. Это было, повторяем, в 1948 году. А нынче по советским землям шагает уж© год 1952 — хороший, творческий, раз­ машистый год. По времени и дела на блюминге развёртываются новые, и да­ леко уже позади оставлены рекорды со­ рок девятого' и пятидесятого годов. Постоим несколько минут у Кузнец­ кого обжимного стана. Как раз сегодня им, в свою очередную смену, управляет Пётр Васильевич Заварыкин. Если вы кузнечанин, вы должны помнить, что именно Заварыкин обещал за годы послевоенной пятилетки прокатать сверх плана не меньше пятидесяти тысяч тонн стали. А сколько прокатал? Почти в два райа больше. И если из сомовских двадцати тысяч тонн, которые были прокатаны за дни вахты мира, можно сделать почти четыре с половиной тыся­ чи тракторов, то посчитайте-ка, сколько их получится из стали, прокатанной За- варыкиным тоже сверх плана. ...Смена в раегаре. Скользят и сколь­ зят по валам рольганга раскалённые слитки, роняя по пути малиновые ло­ скутья окалины. Низвергается плотная водяная завеса у задней стенки пульта управления, предохраняя вальцовщика и манипулятора от нестерпимой жары. Поют тысячесильные моторы. Началась прокатка очередного слитка. Засекаем время. Те же самые тринадцать пропу­ сков, что и в сорок восьмом году, а времени это заняло на три с лишним секунды меньше! Но что такое, спросят у нас, три (все- гото три!) секунды? Это десятки тонн проката в час сверх последних, так на­ зываемых прогрессивных норм! А посмотришь на Заварыкина, позна­ комишься с ним поближе — открытой души человек, очень сдержан на движе­ ния, на слова, роста высокого, чуть су­ тул. Простой рабочий. Да, такой он и есть — простой советский рабочий, ина­ че чем объяснить его неустанные страстные поиски нового в работе — неустанные поиски вместе со всем кол­ лективом, с товарищами, соратниками по прокатке, вместе с инженерами и ру­ ководителями цеха. За внешним покоем есть в Заварыкине заветное для совет- окого человека качество — если взялся

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2