Сибирские огни, 1952, № 3
такое чувство, словно он только что ударил по врагу несколькими снаря дами. Но чувства чувствами, а у валков уже лежит второй слиток, за ним по спешает третий... И снова лёгкие, точ ные движения рычагом, и снова ползёт, вздрагивая и вытягиваясь, раскалённая заготовка. ❖* * — Не энаю почему, но я люблю, ког да со мной разговаривают во время ра боты, слушать люблю чей-нибудь рас сказ...— усмехаясь, .говорит Иван Алек сеевич. — Это мне не мешает., а, на оборот, настраивает на ладный, быстрый темп. Рабочий темп у Сомова действитель но ладный, быстрый и, самое главное, — ритмичный. Как говорят инженеры, он достиг почти полной повторяемости установленного цикла прокатки, что оз начает величайшую собранность, умение рассчитать время по секундам, высокую автоматичность движений. Вальцовщик на обжимном стане, как впрочем и на заготовочном « 9 0 0 » ,— фигура заглавная, от его работы, от его умения и собранности зависит основной показатель — производительность в го рячий час. Инженер Зуев подтверждает это таким простым примером: «Увели чение производительности стана в горя чий час на одну только тонну даёт цеху дополнительно тысячи тонн проката в год». А как раз высокой производитель ностью в горячий час и знаменит Куз нецкий блюминг. Недаром. Сомов на Третьей Всесоюзной конференции сто ронников мира говорил: «Коллектив нашего цеха перекрыл мощность блюминга на 24 процен та. Такой высокой производительности не достигали ещё нигде в мире. Наша, например, бригада, применяя передовые методы технологии, дала сверх плана около двадцати тысяч тонн металла. Этого металла достаточно, чтобы сде лать четыре тысячи четыреста тракто ров!» Да, из металла, прокатанного только сверх плана такими вальцовщиками, как Сомов, Заварыкин, Бизунов, можно сделать тысячи тракторов, а трактор — это хлеб, благосостояние, мир! Новые скорости, жар новых исканий пришли в цех сразу же после войны, хотя и в военные годы нарастание тем пов не прекращалось. В 1948 году инженер Ермолаев, в бытность его тогда заместителем на чальника цеха блюминга, наблюдал за работой прямо у стана, в начале смены. Вот очередной слиток скользнул по рольгангам И, прежде чем всей своей многотонной массой броситься в обжим ные валки, остановился, мягко, словно нетерпеливо покачиваясь. — Тронется слиток, засеките время... — сказал инженер, и задорные огоньки, как жаркие отсветы от заготовки, вспых нули и погасли в его глазах. Прошла минута, может быть чуть больше. — Ровно семьдесят секунд! Замети ли? — со скрытым волнением спросил Ермолаев. — За семьдесят секунд три надцать пропусков! А ещё весной затра чивали на это восемьдесят пять секунд. Хорошо действует наш Пётр Василье вич! — инженер с удовольствием посмот рел в сторону пульта управления, где в то время работал вальцовщик Зава рыкин. Это было, повторяем, в 1948 году. А нынче по советским землям шагает уж© год 1952 — хороший, творческий, раз машистый год. По времени и дела на блюминге развёртываются новые, и да леко уже позади оставлены рекорды со рок девятого' и пятидесятого годов. Постоим несколько минут у Кузнец кого обжимного стана. Как раз сегодня им, в свою очередную смену, управляет Пётр Васильевич Заварыкин. Если вы кузнечанин, вы должны помнить, что именно Заварыкин обещал за годы послевоенной пятилетки прокатать сверх плана не меньше пятидесяти тысяч тонн стали. А сколько прокатал? Почти в два райа больше. И если из сомовских двадцати тысяч тонн, которые были прокатаны за дни вахты мира, можно сделать почти четыре с половиной тыся чи тракторов, то посчитайте-ка, сколько их получится из стали, прокатанной За- варыкиным тоже сверх плана. ...Смена в раегаре. Скользят и сколь зят по валам рольганга раскалённые слитки, роняя по пути малиновые ло скутья окалины. Низвергается плотная водяная завеса у задней стенки пульта управления, предохраняя вальцовщика и манипулятора от нестерпимой жары. Поют тысячесильные моторы. Началась прокатка очередного слитка. Засекаем время. Те же самые тринадцать пропу сков, что и в сорок восьмом году, а времени это заняло на три с лишним секунды меньше! Но что такое, спросят у нас, три (все- гото три!) секунды? Это десятки тонн проката в час сверх последних, так на зываемых прогрессивных норм! А посмотришь на Заварыкина, позна комишься с ним поближе — открытой души человек, очень сдержан на движе ния, на слова, роста высокого, чуть су тул. Простой рабочий. Да, такой он и есть — простой советский рабочий, ина че чем объяснить его неустанные страстные поиски нового в работе — неустанные поиски вместе со всем кол лективом, с товарищами, соратниками по прокатке, вместе с инженерами и ру ководителями цеха. За внешним покоем есть в Заварыкине заветное для совет- окого человека качество — если взялся
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2